Эксперт: Еврокомиссия использует иск по утилизационным сборам как средство давления на российские власти
Запрос будет снят, как только все автопроизводители будут уравнены в правах, заявили в ЕК
БРЮССЕЛЬ, 11 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Денис Дубровин/. Иск ЕС против России в ВТО по утилизационному сбору на автомашины иностранного производства имеет "крайне ограниченные" практические перспективы. Такое мнение высказал сегодня в беседе с корр. ИТАР-ТАСС брюссельский независимый эксперт по вопросам торговых споров Бенджамин Крабб.
"По сути, Россия уже согласилась с аргументацией Еврокомиссии /ЕК/ о необходимости изменить порядок взимания утилизационного сбора. Более того, документ об этом уже прошел первое чтение в российском парламенте /в Госдуме - прим.корр.ИТАР-ТАСС/. Зная, сколь длительное время занимают разбирательства в рамках ВТО, можно ожидать, что причина спора исчезнет раньше, чем будет вынесено какое бы то ни было решение", - подчеркнул он. Эксперт выразил уверенность, что ЕК не столько ждет практического решения органа разрешения споров в ВТО, сколько "использует этот рычаг для давления на российский парламент, с целью ускорения легальных процедур".
Что касается ЕК, то с момента первого обращения в ВТО в июле этого года еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт и его официальный представитель Джон Клэнси неизменно повторяют три основные позиции, которые нисколько не изменились за это время. Во-первых, что ЕК ничего не имеет против утилизационного сбора как такового, но настаивает, чтобы он на равных условиях взимался или не взимался как с российских, так и с иностранных автопроизводителей. Во-вторых, что ЕК "не предвосхищает решений в рамках ВТО и не дает оценку по срокам их принятия". В-третьих, что "запрос будет снят, как только все автопроизводители будут уравнены в правах".
Первый иск к России в рамках ВТО
ЕК обратилась в ВТО с этим иском 9 июля. Он стал первым иском Евросоюза к России после присоединения Москвы к ВТО. 10 октября ЕК объявила об отсутствии результатов двусторонних консультаций между ЕС и РФ и перевела разбирательство в рамках ВТО во вторую фазу - в орган разрешения споров, ближайшее заседание которого состоится в 20-х числах октября в Женеве.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, для грузовой - 150 тысяч, ставки корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска автомобиля.
По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры, превышает 3 млрд евро в год.
Правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект о распространении утилизационного сбора на отечественный автотранспорт в соответствии с нормами ВТО, 8 октября он был принят в первом чтении.
ЕК считает, что утилизационный сбор "фактически аннулировал" отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки, и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год. По словам Де Гюхта, объем экспорта европейских автомобилей в Россию достигает 10 млрд евро в год.