СМИ: РЖД могут отменить часть пригородных поездов из-за отсутствия гарантий о субсидиях
МОСКВА, 10 февраля. /ИТАР-ТАСС/. ОАО "РЖД" и регионы так и не смогли отладить механизм бюджетных компенсаций за пригородные перевозки: монополия не получила от большинства субъектов Федерации гарантий о субсидиях в 2014 году. За 2011-2013 годы убытки пригородных пассажирских компаний (ППК) составили 30 млрд рублей, но на этот год РЖД добились разрешения правительства не оказывать услуги в долг, сообщает газета "Коммерсант".
В январе ППК отменили 144 пригородных поезда в 26 регионах, рассказал изданию начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом монополии Максим Шнейдер. Больше всего электричек отменено в Липецкой, Калининградской, Новгородской, Воронежской областях. По словам Шнейдера, еще 139 электричек будет остановлено в феврале-марте, еще 20 электропоездов — в мае. Это затронет 12 регионов, в том числе Ростовскую область, Ставрополье, Чечню. При этом за 2012-2013 годы перевозчики отменили только 310 электричек.
Причиной массовых отмен стал традиционный механизм работы 26 ППК (СП ОАО "РЖД" и регионов), действующий с 2011 года, когда было прекращено перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых. Регионы формируют заказ на объем перевозок, но не всегда компенсируют убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. На конец 2013 года только пять регионов являлись прибыльными для ППК, еще 12 полностью компенсировали убытки, а остальные недоплатили пригородным компаниям 8 млрд рублей. По словам главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, с учетом предыдущих лет на 1 января 2014 года регионы задолжали 30 млрд рублей.
По данным компании, на год регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд рублей, что равняется 39% от необходимой суммы субсидий. Если РЖД выполнят обещание, то из ежесуточно отправляющихся 6-6,3 тыс. поездов может остаться около 2,3-2,4 тыс.
В ОАО "РЖД" заявили, что ряд регионов пытаются выправить ситуацию, повышая тарифы: в Бурятии и Амурской области билеты на электрички с 1 января подорожали вдвое. Но это приведет к сокращению пассажиропотока и усилит нагрузку на регионы, уверены в монополии.