Проект лоукост-аэропорта Ермолино за полгода подорожал почти в два раза
Аэропорт откроется в 2017 году, а в 2025 году выйдет на самоокупаемость. К этому моменту он будет обслуживать более 7 млн пассажиров ежегодно
МОСКВА, 13 февраля. /Спец. корр. ИТАР-ТАСС Алина Черноиванова/. Создание лоукост-аэропорта Ермолино в Калужской области обойдется в 11,3 млрд рублей, подсчитали объем инвестиций инициаторы проекта - власти Калужской области и авиакомпания UTair. Аэропорт откроется в 2017 году, а в 2025 году выйдет на самоокупаемость. К этому моменту он будет обслуживать более 7 млн пассажиров ежегодно.
Ермолино не только для UTair
Аэродром Ермолино до декабря 2012 года использовался внутренними войсками МВД, затем по распоряжению правительства стал аэродромом совместного базирования с авиакомпанией UTair. Менеджмент компании позиционирует себя прежде всего как идеолога создания аэропорта под низкобюджетные перевозки, а в перспективе - одного из основных эксплуатантов Ермолина.
"Мы ведем работу с инвестиционным блоком, - пояснил на презентации в ИТАР-ТАСС гендиректор UTair Андрей Мартиросов. - Поддерживаем проектную группу, финансируем исследования. Но активная фраза проекта еще не началась, строительства нет, поэтому, естественно, размер инвестиций (уже вложенных в проект со стороны UTair. - ИТАР-ТАСС) не будет ошеломляющим".
Разработкой проекта занимается управляющая компания "Международный аэропорт Ермолино". Структура учреждена в марте 2012 года компанией "Аэропорт Рощино" (Рощино - аэропорт в Тюмени, один из базовых для UTair, но, как сказал Мартиросов, "мы не имеем никакого отношения" к ОАО "Аэропорт Рощино").
"Собственные деньги авиакомпания в объекты наземной инфраструктуры вкладывать, наверное, остережется, так как у нас могут быть проблемы с антимонопольным ведомством, - пояснил Мартиросов. - Достаточно жесткая антимонопольная политика существует, и авиакомпании к владению наземной инфраструктурой не очень допускают".
ФАС не допустит UTair к управлению проектом, "чтобы мы не могли даже чисто теоретически повлиять на фильтрацию перевозчиков", добавил гендиректор авиакомпании.
Поэтому сейчас предполагается, что владельцем аэропорта останется Калужская область. Схемы государственно-частного партнерства еще обсуждаются, сказал гендиректор УК "Международный аэропорт Ермолино" Салават Кутушев. "Возможно, концессия", - добавил он. "Такая форма, на наш взгляд, наиболее успешная. Она позволяет заручиться гарантиями Калужской области и наиболее привлекательна для инвесторов", - считает Мартиросов.
Пул инвесторов
Объем инвестиций в проект оценивается в 11,3 млрд рублей. Ранее называлась цифра 6,6 млрд рублей, из которых 1,5 млрд рублей - инвестиции в аэродромную инфраструктуру и 4,6 млрд рублей - строительство аэровокзального комплекса; остальные средства - создание ТЗК, паркинга и подъездной автодороги, отмечалось в презентации проекта, сделанной УК на авиасалоне МАКС-2013.
"Сумма 11,3 млрд рублей - это конечная цифра двух пусковых комплексов, - пояснил сегодня Кутушев. - Первый пусковой комплекс - 6,6 млрд рублей". "Проект будет актуализирован с учетом максимальной пассажирской емкости", - добавил Мартиросов. Перевозчик планирует использовать аэропорт под полеты на самолетах А321.
Ввод в эксплуатацию аэропорта запланирован на 2017 год с выходом на 7,5 млн обслуживаемых пассажиров ежегодно к 2021 году. На самоокупаемость Ермолино может выйти через 7-9 лет после начала полетов, предварительно подсчитали в УК.
Пул инвесторов определен, сообщил гендиректор UTair, не назвав их, но сказав, что это финансовые институты.
В то же время Мартиросов не исключил расширения круга инвесторов. По его словам, проектная группа ведет значительное количество переговоров: "На сегодняшний день предложений даже больше чем достаточно". "Естественно, участие любых, тем более профессиональных, инвесторов приветствуется", - сказал гендиректор авиакомпании, отвечая на вопрос журналистов об интересе к проекту Ермолино совладельца аэропорта Внуково Виталия Ванцева.
Аэродром под лоукост
Пока же инициаторам проекта предстоит подготовиться и приступить к реконструкции аэродрома. Ермолино еще в 2007 году был исключен из госреестра гражданских аэродромов: здесь нет аэронавигационных служб гражданской авиации. Заказчиком работ на проект реконструкции аэродрома является МВД. "С 2014 года начинаем выполнять свои обязательства: будет выделено около 1 млрд рублей", - пояснил главнокомандующий ВВ МВД России генерал армии Николай Рогожкин.
Однако требования Воздушного кодекса к аэродромам гражданской авиации отличаются от требований к аэродромам госавиации. И для создания в Ермолине аэропорта, способного принимать воздушные суда государственной и гражданской авиации, требуется проведение дополнительных работ.
Только на дополнительное проектирование, как сообщал ИТАР-ТАСС ранее, требуется 120 млн рублей. Сколько денег необходимо на сами работы по реконструкции, еще предстоит определить. "Совсем небольшие деньги необходимо привлечь", - сказал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, добавив, что скорректированный проект будет подготовлен через 1,5–2 месяца.
"Финансирование будет осуществлено через бюджет Калужской области, но компания UTair будет участвовать опосредованно, мы получим заем от этой компании", - добавил губернатор.
"У пула инвесторов", - уточнил Мартиросов, пояснив, что "очень схематично" финансирование будет выглядеть следующим образом: Калужская область привлечет деньги инвесторов, после чего передаст деньги внутренним войскам МВД, финансирующим реконструкцию аэродрома. "Заем это будет или концессионное соглашение… - вопрос пока прорабатывается", - добавил он.
Планируется, что аэродром будет иметь уровень C по классификации ICAO (Международная организация гражданской авиации), что позволит ему принимать все виды современных пассажирских самолетов. Реконструкция начнется в третьем квартале 2014 года. Общая площадь перрона составит 250 тыс. кв. м, запланировано 40 мест стоянки (UTair планирует забазировать не менее 20 самолетов), а пропускная способность аэровокзального комплекса составит 2,4 тыс. пассажиров в час.
Уже в 2017 году аэропорт рассчитывает обслужить 3,5 млн пассажиров. Переговоры о полетах в аэропорт Ермолино управляющая компания уже провела "со многими лоукостерами, в том числе EasyJet и Ryanair", сказал Кутушев, добавив, что перевозчики выразили готовность рассмотреть вариант Ермолина после того, как аэропорт начнет работать.
Калужский лоукост-аэропорт предложит авиакомпаниям более привлекательные тарифы, чем аэропорты Московского авиаузла - Домодедово, Шереметьево и Внуково, добавил гендиректор УК. "По аэропортовым сборам, по нашим предварительным расчетам, мы будем на 25% дешевле, чем аэропорты МАУ", - пояснил он.
Что касается доставки пассажиров, то, как заявили участники пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, эти вопросы практически решены: от существующей ветки железной дороги будет протянут участок в 7 км до здания аэровокзала. "На самом деле даже 2 км", - уточнил Артамонов, пояснив, что частично ветка уже построена. Власти области ведут переговоры с "Аэроэкспрессом" о возможной организации скоростного движения к аэропорту Ермолино.