Участники фармрынка ожидают повышения прозрачности оборота от маркировки лекарств
Обязательная маркировка лекарств категории семи высокозатратных нозологий началась 1 октября 2019 года, для остальных лекарств она стартовала в июле 2020 года
МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Участники фармацевтического рынка ожидают повышения прозрачности оборота товаров по итогам внедрения маркировки лекарств. Об этом ТАСС заявили представители отрасли по результатам трех месяцев после начала обязательной маркировки препаратов в июле текущего года.
"Мы уверены, что внедрение новой системы маркировки будет способствовать повышению качества и безопасности обращающейся на рынке лекарственной продукции. Защита здоровья пациента, в том числе от пагубного воздействия фальсификата и контрафакта, - это одна из самых важных целей, к которой стремятся все участники фармрынка. В данном случае система мониторинга движения лекарственных препаратов при условии ее правильной работы станет инструментом, позволяющим достичь этой цели быстро и эффективно, с использованием современных технологий", - сказали в компании "Р-Фарм".
В компании "Генериум" добавили, что полномасштабное внедрение маркировки позволит ликвидировать "теневой" рынок лекарственных средств. "Стоит отметить, что маркировка выявила случаи незаконного обращения контрафактной продукции из перечня высокозатратных нозологий в ЦФО и СФО", - отметили в компании.
В "Герофарм" назвали еще ряд преимуществ системы маркировки, в том числе возможность получения отчетов из системы мониторинга движения лекарственных препаратов в части текущих владельцев и количества находящихся у них лекарственных препаратов, произведенных компанией. "С июля "Герофарм" всего было промаркировано и отгружено клиентам более полумиллиона упаковок 14 наименований лекарственных препаратов без учета тех пачек, которые были выпущены в маркированном виде в рамках эксперимента", - добавили в компании.
Переходный период
Между тем участники обращают внимание на некоторые трудности в процессе отлаживания работы. В частности, в компании "Босналек" отметили, что наличие на рынке как маркированных, так и немаркированных препаратов приводит "к взвинчиванию цены участниками товаропроводящей цепи", поскольку не все аптеки готовы работать с маркировкой. "Однако мы уверены, что этот переходный период скоро закончится вместе с немаркированным товаром. Новые условия пойдут фармацевтическому рынку только на пользу: вслед за прослеживаемостью движения лекарств он станет максимально прозрачным", - добавила глава евразийского подразделения фармацевтической компании "Босналек" Валентина Бучнева.
В "Р-Фарм", в свою очередь, отметили, что система маркировки "как важный и видимый элемент всей архитектуры обеспечения качественными лекарственными препаратами" нуждается в безупречном функционировании. "Однако, несмотря на большую проделанную оператором работу по совершенствованию системы мониторинга движения лекарственных препаратов, назвать ее в полной мере стабильной пока нельзя. И этот фактор может повлиять на рост числа издержек для всех вовлеченных сторон", - пояснили в компании.
В "Герофарм" рассказали, что некоторые процессы изначально не были реализованы в системе, в связи с чем периодически наблюдается нестабильность. "По этой причине периодически приходится экстренно решать возникающие вопросы через службу техподдержки оператора системы", - отметил директор по экономической безопасности компании Андрей Ахантьев.
Представитель фармкомпании "Сервье" Яна Котухова сообщила, что с июля на заводе в Москве было произведено 8 млн промаркированных упаковок лекарств. "С учетом общего роста объемов поставок сериализованной продукции крайне важно оперативное решение вопросов, связанных с оптимизацией алгоритмов обработки данных, для обеспечения бесперебойной работы системы и дальнейшего выхода на полную мощность", - подчеркнули в компании.
О маркировке
Пилотный проект по маркировке лекарств начался 1 февраля 2017 года. Обязательная маркировка лекарств категории семи высокозатратных нозологий началась 1 октября 2019 года. Для остальных лекарств обязательная маркировка стартовала в июле 2020 года.
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Оператор системы - Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства.