15 ОКТ, 10:28

Первые в России микроэлектромобили протестируют в Адыгее

Над его созданием работала группа сотрудников-энтузиастов предприятия, на котором выпускают настенные газовые котлы

МАЙКОП, 15 октября. /ТАСС/. Первая партия отечественных микроэлектромобилей, выпущенных в рамках авторского новаторского проекта "Экологический электротранспорт" на предприятии "Ардерия" в Адыгее, будет протестирована на дорогах республики уже в ноябре. О том, кем и как создавался первый в России электрокар такого класса, в чем его плюсы, рассказал ТАСС изобретатель СССР и РФ, президент группы компаний "Апрель", руководитель регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Адыгеи Алексей Торопов.

Электрический микроавтомобиль "Ардерия ТС2" был собран на заводе с аналогичным названием, расположенным в поселке Энем в непосредственной близости от города-миллионника Краснодара. Над его созданием работала группа сотрудников-энтузиастов предприятия, на котором выпускают настенные газовые котлы, под руководством Алексея Торопова. В течение двух последних лет в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте "НАМИ" (ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" - ведущая научная организация России в области развития автомобилестроения - прим. ТАСС) проводились тестирования, и вот, наконец, все технические испытания пройдены. В сентябре электрокар получил регистрационный номерной знак в ГИБДД Московского региона, где расположен центральный офис компании "Ардерия".

"Это первая в стране микромашина, которая прошла тестовые испытания, получила госрегисрацию, а мы - право ее выпуска, продажи небольшими партиями, а также регистрации во всех органах ГИБДД. Сейчас на заводе собирается первая опытная партия, выпущенные автомобили будут зарегистрированы в Адыгее и получат регистрационный знак региона "01". Планируется, что они пройдут тестирование на дорогах региона в качестве транспорта для патрульно-постовой службы. Это будет социальный проект, который реализуется при содействии властей республики и регионального МВД", - сказал Торопов.

Завод "Ардерия" - один из трех отечественных предприятий, где выпускают газовые настенные котлы - как для России, так и на экспорт. Это крупное производство на Юге России, прошедшее модернизацию и оснащенное самым современным оборудованием. По словам Торопова, не менее на нем ценятся и высококвалифицированные сотрудники, которые занимаются рационализаторством и изобретательством. Для поощрения таких кадров создан фонд.

"Сам я очень давно в изобретательстве, автор более 30 патентов РФ, авторских свидетельств СССР, диссертацию защитил в 26 лет в организации, которая теперь называется "Роскосмос", занимался "оборонкой". Поэтому способность решать сложные задачи и не бояться их, которая после института была привита советской системой, осталась. <…> Мы - энтузиасты, попытки получить кредит не удались. Все построено на личной энергии, харизме, других вещах, которые не только деньгами могут быть отражены", - улыбается собеседник агентства.

Производство котлов, по его словам, - это отлаженный конвейер, серьезное оборудование и масштабность, а вот тематика микроэлектромобилей - только старт, но уже очень успешный - с номерами, с разрешением, с сертификацией.

Проворная помощница

Ноу-хау от энтузиастов - автомобиль, который сможет продемонстрировать невероятную маневренность на загруженных улицах мегаполиса, легко поместившись на любой парковке. Он идеален для домохозяек, которые планируют отвезти ребенка в школу, съездить в магазин, решить другие ежедневные бытовые проблемы и при этом ни от кого не зависеть. Машина предназначена для передвижения на короткие расстояния и может быть востребована для работы в социальных службах, органах власти.

"Микроэлектромобиль по своему размеру похож на модели Smart, и в этом нет ничего зазорного, потому что Smart - это признанная во всем мире классика, которая уже больше 25 лет считается эталоном. Да, мы используем то, что наработано многими, но это и невозможно - без финансирования, с нуля делать каждый болт. Электрокар собран из лучших комплектующих производителей разных стран - Италии, Китая и Румынии, и главный ее элемент - батарея", - рассказал Торопов.

В салон крошечного с виду автомобиля вмещаются два человека, рост которых может быть высоким, в багажник - до 250 кг груза. Электрокар может развивать скорость только до 60 км/час, ее регулирует электронный датчик. Это позволяет разумно и аккуратно расходовать заряд аккумулятора, рассчитанный на 100 км передвижения. Это реальный пробег по московским трассам, который уже проверен рационализаторами на дорогах общего пользования. Затем его потребуется подзарядить обычным устройством от розетки электропитания в 220 вольт, на что потребуется порядка восьми часов.

"Стоимость электроэнергии, которая нужна для того, чтобы проехать это расстояние, составляет около 45-50 рублей. Грубо говоря, это всего лишь литр бензина. Для нас нет проблем увеличить пробег, но все дело в том, что аккумулятор - одна из самых дорогих частей машины. Аккумулятор в микроэлектромобиле может быть разного типа и весить от 120 до 200 кг. Сейчас мы создаем первые модели, на них хотим отладить работу и понять - чего и сколько нужно. Мы можем менять батарейку, если покупателем будет заказана какая-то специальная задача", - пояснил изобретатель.

Политика компании по поводу продажной стоимости микроэлектромобиля еще не определена, уточнил Торопов. Первый вариант - это продажа авто без учета цены за аккумулятор, который стоит около 40% от стоимости машины и будет сдаваться покупателю в аренду. В таком случае электрокар в среднем может оцениваться в сумму порядка 400 тыс. рублей. Второй вариант - продажа авто с учетом батарейки. По словам изобретателя, сейчас продолжается тенденция к постоянному удешевлению аккумуляторов, и если по прогнозам Илона Маска произойдет удешевление батареек в два раза, цена на электромобили резко упадет.

В начале пути

"Самолеты должны летать, машины ездить, но здесь ключевое слово - безопасно. Чтобы сделать машину безопасной, нужно ее отладить, довести оптимизацию до конца на реальных трассах в городских условиях. У нашей "малышки", безусловно, пока есть недостатки. Нужен пробег побольше, но вот здесь компромисс со стоимостью. Двигатель должен быть помощнее для резких движений в каких-то определенных случаях. Мы разрабатываем новые модели, более мощные и с большим пробегом. Повторяю, это только начало пути", - скзал учредитель компании.

Изобретатели намерены в течение года протестировать электромобиль, чтобы устранить недочеты. О массовом коммерческом производстве можно будет говорить после изучения рынка и заинтересованности бизнеса. В разработках энтузиастов также небольшой грузовой электрический автомобиль, электромопед и электросамокат, резюмировал Торопов.

К своим разработкам изобретатели намерены подключать юных и талантливых. В школе № 2 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта Анатолия Березового в Энеме, где в конце минувшего года провел встречу с общественностью страны президент России,по инициативе Адыгейского ВОИР развивается проект образовательного курса развития технического творчества молодежи и школьников. Планируется, что весной будущего года на базе завода будет открыт детский клуб электрокартинга "Ардерия", который на первом этапе будет развиваться в образовательных учреждениях Энема.

Читать на tass.ru
Теги