Рогозин: В России не производится топливо для вертолетоносцев типа "Мистраль", поэтому химикам придется искать спецрешение
По словам вице-премьера, сейчас тщательно изучаются проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации этих кораблей
МОСКВА, 5 февраля. /ИТАР-ТАСС/. В России не производится топливо для вертолетоносцев типа "Мистраль", поэтому химикам придется искать спецрешение. Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
"Возможно будет какое-то специальное приспособление, подготовленное нашими химиками, для того, чтобы эту проблему снять", - сказал он.
Рогозин отметил, что "в последние годы крайне недостаточно было научное сопровождение тех решений, которые принимались по закупке техники, по сути дела многие детали остались вне поля зрения". По словам высокопоставленного чиновника, сейчас тщательно изучаются проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации этих кораблей.
"14-15 февраля пройдут консультации российско- французские по военно-техническому сотрудничеству, - информировал вице-премьер. - Наши специалисты, надеюсь, поставят эти вопросы французским коллегам для доработки, для решения этих проблем".
В то же время Рогозин подчеркнул, что Россия выполнит все обязательства по уже подписанным контрактам.
Как сообщил корр.ИТАР-ТАСС военный эксперт, пожелавший остаться неназванным, для штатной эксплуатации десантно- вертолетоносных кораблей-доков /ДВКД/ типа "Мистраль", строящихся во Франции для российского ВМФ, требуется около 50 видов различных горюче-смазочных материалов /ГСМ/ европейского производства, многие из которых в России не делаются.
Применение "не родных, а российских ГСМ, в том числе дизтоплива для силовой установки, проблематично", так как грозит поломкой самого двигателя, других систем и, как минимум, отменой заводской гарантии, подчеркнул он.
"Те, кто стоял у истоков этого приобретения, видимо, раньше не задумывались о том, что при эксплуатации в нашем ВМФ "Мистрали" смогут работать только на сертифицированных ГСМ европейского производства. Сердце корабля - дизель- генераторы электросиловой установки производства финской компании "Вяртсиля" - работают на качественном дизтопливе, которое в наших российских условиях должно быть зимнего типа, а для функционирования десятков других систем и механизмов требуются еще до 50 видов различных ГСМ, производимых во Франции и других странах Евросоюза, - пояснил собеседник агентства. - Между тем, как мы знаем, в России за пределами 4-5 больших городов есть проблема с заправкой зимой качественным топливом даже дизельных автомобилей".
"При этом контрактом на постройку первых двух "Мистралей" для ВМФ России на сумму 1,2 млрд евро поставка импортных ГСМ для обслуживания этих кораблей в нашей стране не предусмотрена", - добавил эксперт.
Кроме того, продолжил он, единая электроэнергетическая установка "Мистраля" с использованием погруженных главных электродвигателей, размещённых в винто-рулевых колонках-"азиподах", требует частого и дорогостоящего обслуживания с заменой большого числа фирменных расходников, включая сертифицированные смазочные материалы.
Ситуация усугубляется тем обстоятельством, информировал специалист, что, по условиям контракта, после передачи "Мистралей" ВМФ России их заправка во время морских походов возможна только танкерами с сертифицированными в НАТО системами контроля качества ГСМ. "Таких танкеров у нас на флоте нет. Также невозможно представить себе вариант аренды зарубежных танкеров для включения их в состав оперативной корабельной группы ВМФ РФ с участием "Мистраля" для выполнения какой-либо боевой задачи", - заявил собеседник ИТАР-ТАСС.
"Даже в мирное время эксплуатация "Мистралей", скорее всего, станет настоящим мучением для наших моряков, не говоря уже об угрожаемом периоде, а тем более о реальных боевых действиях", - добавил эксперт.
"Таким образом, после получения от французов первых двух "Мистралей" они, скорее всего, разок-другой выйдут ненадолго в море, потом вернутся и будут потихоньку ржаветь в создаваемом сейчас для них пункте базирования на Тихоокеанском флоте, пока не наступит время пустить их на металлолом", - дал пессимистичный прогноз специалист.
Он указал и на другие недостатки приобретаемых Россией у Франции "Мистралей", такие как тихоходность /полная скорость хода 19 узлов в отличие от 22-24 узлов у ДВКД ВМС США и Испании/, слабая ледовая прочность бортов /при базировании корабля на Балтийском, Тихоокеанском или Северном флоте при его выходе из базы и плавании в этих широтах перед ним должен все время идти ледокол/, слабая остойчивость из-за плоской формы днища и огромной парусности.
Как информировал корр.ИТАР-ТАСС источник в кораблестроительной отрасли, "Вяртсиля" давно и плодотворно работает с российскими судостроительными предприятиями, в частности, силовые установки этой финской компании стоят на дизель-электрических ледоколах проекта 21900. "В эксплуатации в России у этих двигателей есть некоторые проблемы, но они не связаны с топливом", - отметил при этом собеседник агентства.
В то же время, на самом предприятии "Вяртсиля" категорически отказались отвечать на вопрос корр.ИТАР-ТАСС в Хельсинки о том, подходят ли российские марки дизельного топлива для двигателей "Вяртсиля-32", установленных на кораблях типа "Мистраль".
Контракт стоимостью 1,2 млрд евро на постройку двух французских вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ РФ был подписан в июне 2011 года. Первый корабль будет передан России в 2014 году, второй - в конце 2015 года.
Универсальный вертолетоносец "Мистраль" способен выполнять сразу четыре задачи: принимать вертолеты, десантировать на сушу воинские части, быть центром командования и плавучим госпиталем. Его водоизмещение составляет 21 тыс тонн, максимальная длина корпуса - 210 м, скорость - до 18 узлов, дальность плавания - до 20 тысяч миль. Численность команды составляет 170 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, шесть из которых могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Грузовая палуба корабля может вместить более 40 танков или 70 автомашин.