Депутаты предлагают ввести уголовное наказание за создание финансовых пирамид
Привлечение средств в особо крупном размере грозит лишением свободы до 10 лет и штрафом до 1 млн рублей
МОСКВА, 2 июля. /ИТАР-ТАСС/. В Госдуме предлагают ввести в Уголовный кодекс РФ новую статью, предусматривающую наказание за создание финансовой пирамиды и руководство ее деятельностью. Текст соответствующей инициативы, подготовленной группой депутатов от "Единой России", размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Парламентарии предлагают дополнить УК статьей 172.1 "Создание финансовой пирамиды и /или/ руководство ее деятельностью", согласно которой такое деяние будет наказываться штрафом до 300 тыс рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Это преступление также может караться лишением свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
В случае, если создание финпирамиды было сопряжено с "привлечением денежных средств населения в крупном размере" или причинило "значительный ущерб гражданину", за него придется уплатить штраф от 100 тыс до 500 тыс рублей. Это также будет грозить лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 10 тыс рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
Если речь идет о привлечении средств граждан в особо крупном размере, то это повлечет лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей.
Под финансовой пирамидой авторы законопроекта понимают "юридическое лицо или объединение физических лиц, систематически привлекающее денежные средства физических лиц путем обещания имущественной выгоды, если выплаты или предоставление иного имущества лицам, производившим денежные взносы, осуществляется за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц, за исключением юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством РФ привлекать на постоянной основе денежные средства населения".
Депутаты поясняют, что при формулировании этого понятия "за основу взята правовая конструкция преступления, совершаемого в форме промысла, что позволит исключить распространение действия данной нормы на случаи совершения единичных сделок бытового займа денежных средств". Одновременно учитывается возможность создания структурированных /по территориальному или иному принципу/ пирамид, в связи с чем уголовная ответственность вводится за руководство не только самой пирамидой, но и ее "подразделениями".
Разработчики напоминают, что после краха МММ 2011 аналогичные проекты законов, предусматривающие уголовную ответственность за финансовые пирамиды, были внесены в законодательные органы ряда стран СНГ /Белоруссии, Казахстана и Украины/. "Промедление с введением уголовной ответственности за рассматриваемое деяние в России может повлечь за собой перемещение сферы деятельности таких организаций из указанных стран СНГ на территорию РФ, массовый обман российских граждан и обусловленное этим социальное напряжение в обществе", - убеждены они.
Правительство РФ в целом поддерживает законодательную инициативу, хотя считает, что она "нуждается в существенной доработке". В частности, в официальном отзыве кабмина за подписью вице-премьера Сергея Приходько, указывается, что используемая при объяснении понятия финансовой пирамиды формулировка "объединение физических лиц" "не применяется в уголовном законодательстве, в связи с чем не соответствует неоднократно обозначенной правовой позиции Конституционного суда РФ, согласно которой неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение".
Не поддержал законопроект и Верховный суд РФ. "Уголовно- правовой запрет на нарушение определённых
правил /деятельности по привлечению денежных средств граждан на постоянной основе/ не может быть установлен без внятного формулирования самих правил в нормах иной отраслевой принадлежности. В законопроекте не учитывается необходимость подобного комплексного регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием таких организаций", - говорится в официальном отзыве на документ зампреда суда Анатолия Толкаченко.