ФАС обвинила РЖД, администрацию Кемеровской области и операторов подвижного состава в сговоре
Федеральная антимонопольная служба утверждает, что они нарушили закон о конкуренции
МОСКВА, 6 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ выявила антиконкурентный сговор между администрацией Кемеровской области, ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ и 16 операторами подвижного состава. Об этом говорится в сообщении ведомства. Однако в РЖД с этими выводами ФАС не согласны.
Речь идет о многостороннем соглашении, заключенном в октябре 2011 года после совещания операторов и представителей ОАО "РЖД" в администрации Кемеровской области для обеспечения бесперебойного вывоза угля из регионов Кузбасса. Тогда правительство потребовало решить проблему "пробок" на железной дороге в кратчайшие сроки, основываясь на жалобах кемеровского губернатора Амана Тулеева о том, что невывоз угля из региона угрожает остановкам работы шахт и безопасности на угольных предприятиях.
В рамках заключенного соглашения право предоставления вагонов под погрузку угля получили 11 крупнейших операторов полувагонов, затем к ним присоединились еще несколько компаний. В результате острота проблемы была снята, но само соглашение вызвало претензии у ФАС.
В чем заключаются претензии ФАС
В антимонопольном ведомстве считают, что в результате этого количество участников рынка операторских услуг в Кемеровской области сократилось с 230 до 16, что является ограничением конкуренции на рынке. "Рынок был поделен по территориальному принципу, составу покупателей и объему продаж, а участниками сговора были созданы условия, ограничивающие доступ на рынок для других операторов", - говорится в сообщении службы.
В ФАС подчеркивают, что поручение президента РФ не содержало указаний о конкретных мерах, которые необходимо предпринять для решения проблем вывоза угля с шахт Кузбасса "и было использовано участниками соглашения для оправдания незаконных действий". При этом, в ФАС убеждены, что соглашение нарушило права добросовестных участников рынка но, "к сожалению, не решило проблем с вывозом угля с территории Кемеровской области", - отметил заместитель руководителя ФАС России Александр Кинёв, слова которого приводятся в сообщении.
Согласно КоАП РФ, за подобные нарушения должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 тыс рублей до 50 тыс рублей или дисквалифицированы на срок до трех лет, штраф для юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.
Реакция РЖД
В ОАО "РЖД" факт нарушения законодательства не признают, подчеркивая, что тяжелая ситуация с вывозом грузов с предприятий Кузбасса возникла из-за избытка порожних вагонов, предоставляемых операторами под погрузку. "Ситуация была вызвана "затовариванием" железнодорожных станций Кузбасса порожними вагонами более 80 частных компаний операторов, вызвавших ограничение пропускных способностей Западно-Сибирской железной дороги, - пояснили ИТАР-ТАСС ситуацию в РЖД. - В результате только 40% из ежесуточно находящихся на станциях Кузбасса полувагонов использовалось под погрузку, темпы погрузки были снижены при избыточном наличии на дороге более 34 тыс порожних полувагонов".
В пресс-службе железнодорожной монополии напомнили, что принятые решения были утверждены губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым и позволили полностью урегулировать ситуацию. "Главным результатом принятых мер стало стабильное увеличение объемов погрузки угля предприятиями Кузбасса - за год они возросли на 16% или на 75 тыс тонн в сутки", - подчеркивают в РЖД. В компании добавили, что на всех указанных совещаниях присутствовал представитель регионального управления ФАС.
В числе участников соглашения, кроме ОАО "РЖД" и администрации Кемеровской области, - 16 операторов подвижного состава: ОАО "Федеральная грузовая компания", ООО "Независимая Транспортная Компания", ОАО "Первая грузовая компания", ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "ТК "Новотранс", ООО "СибУглеМетТранс", ООО "РГ-Транс", ООО "ЗапСиб-ТрансСервис", ОАО "СУЭК", ОАО "Новая Перевозочная Компания", ООО "Мечел-Транс", ООО "ТрансГрупп АС", ООО "РВД- Сервис", ЗАО "Евросиб СПб — Транспортные системы", ООО "Ферротранс" и ООО "Фирма "Транзит - Плюс".
ФАС против РЖД: не первое дело
Накануне ФАС возбудила производства по административным делам в отношении компании "Российские железные дороги" в связи с непредоставлением информации. "Общество не выполняет обязанности по предоставлению в ФАС России информации, касающейся перевозок нефти и нефтепродуктов, информации о затратах РЖД на дизельное топливо и электроэнергию, информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также информации во исполнение поручений правительства РФ", - говорилось в сообщении ФАС.
В начале июля этого года РЖД перечислили в федеральный бюджет 2,42 млн рублей по предписанию УФАС по Пермскому краю. Как установила антимонопольная служба, РЖД взимали плату в Пермском крае за техосмотр грузовых вагонов, без которого невозможно пройти процедуру перерегистрации и курсировать по ж/д путям общего пользования.
Позже глава Федеральной антимонопольной службы /ФАС России/ Игорь Артемьев раскритиковал РЖД за нежелание развивать конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок. Как он заявил, действующая система железнодорожных тарифов "не имеет никакого отношения к экономике".
В августе 2013 года ФАС вновь начала проверку РЖД на предмет навязывания клиентам договоров об увеличении сроков доставки грузов.