В новом учебнике истории России эпоха великих потрясений начнется с 1914 года - РАН
Ранее почти во всех учебниках смысловая граница проходила по линии 1917 года
МОСКВА, 9 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Леонид Смирнов/. В новом учебнике истории России будет большой раздел "Эпоха великих потрясений", куда войдут Первая мировая война, революция 1917 года и Гражданская война. Об этом сегодня сообщил журналистам директор Института Российской истории Российской академии наук Юрий Петров.
Как напомнил историк, до сих пор почти во всех школьных учебниках главная смысловая граница проходила по линии 1917 года, а Первая мировая война относилась к закату Российской Империи. Однако при работе над историко-культурным стандартом авторы решили принять общемировую классификацию, согласно которой в истории был "долгий XIX век" от Великой Французской революции до начала Первой мировой войны, а затем относительно короткий, но бурный ХХ век.
Также решено применить термин "Великая русская революция" с ее февральским и октябрьским этапами. Как рассказал Петров, поначалу авторы стандарта пользовались термином "Октябрьский переворот", но после того как при широком общественном обсуждении это вызвало критические замечания, решено было от него отказаться. "Термин "Сталинский социализм" тоже вызвал критические замечания, - продолжил Юрий Петров. - Но пока у нас нет оснований от него отказываться. Систему конца 20-х и 30-х годов создал Сталин, и социализмом он считал именно тот строй, который создал". Кроме того, сталинскую индустриализацию авторы рассматривают как часть долгого исторического процесса модернизации России, которая проводилась также при царях Александре III и Николае II.
Еще одним сложным вопросом является отражение в учебнике процессов вхождения в состав России различных национальных территорий. Как отметил руководитель рабочей группы по созданию концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, авторы провели выездные заседания в Татарстане и Башкирии, где встречались с республиканскими историками, а также получили немало писем от историков из республик Северного Кавказа. При этом, по словам Чубарьяна, обсуждение острых вопросов идет спокойно. "Очень изменился тон критических замечаний, - рассказал Чубарьян. - Вначале он был категоричным, шли потоки негативных писем. Но сейчас дискуссия вошла в конструктивное русло".
Концепцию представят президенту
После того как 1 ноября с концепцией ознакомится президент России, должен быть объявлен конкурс на написание школьных учебников по истории. "Мое мнение: победитель должен быть не один, а два-три", - подчеркнул Чубарьян. Он отметил, что среди авторов наверняка будут школьные учителя и, вероятно, и писатели. Как пошутил академик, возможно в конкурсе примет участие и Борис Акунин.
Также Чубарьян высказал мнение, что аналогичную работу следует провести и по подготовке нового учебника по всемирной истории: по крайней мере, все учебники предстоит привести в "хронологическое и тематическое соответствие". "Мы постарались реализовать концепцию России, как части мировой истории", - подытожил академик.
Поручение Путина
В России более сотни одобренных министерством образования учебников истории для школы. И не только учителям, но и родителям разобраться в них не просто - разные авторы рассказывают об одних и тех же событиях по-разному. По многим вопросам истории до сих пор нет единого мнения. Поэтому разговоры о едином учебнике ведутся давно, однако серьезное обсуждение проблемы началось после 17 марта, когда Владимир Путин поручил разработать единый учебник истории для средней школы.
"Полагаю, что должна быть единая концепция учебника, линейка этих учебников, которая показывала бы нам хронологию событий и их официальную оценку", - сказал глава государства в ходе "Прямой линии". При этом, подчеркнул Путин, это "совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению". Президент пояснил, что дело учителей - обращать внимание своих учеников, что "есть разные оценки того или другого события".
Подробнее этого вопроса коснулся председатель Госдумы Сергей Нарышкин, по мнению которого, концепция единого учебника истории не должна отрицать существования двух или нескольких трактовок исторических событий, независимо от их масштабов. "Перед историками стоит большая задача дать развернутую, взвешенную и объективную оценку того, что происходило ранее", - сказал председатель Госдумы, подчеркнув, что это "сложнейшая задача".