Учебно-боевой самолет Як-130. Досье
Учебно-боевой самолет Як-130 (по классификации НАТО - Mitten) начал разрабатываться ОКБ им. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1996 г. совершил первый полет, а в 2002 г. выбран базовым самолетом ВВС для подготовки летчиков. Длина фюзеляжа Як-130 - 11,49 м, размах крыла 9,72 м, высота 4,76 м. Максимальная взлетная масса 9 т. Практический потолок 12,5 тыс. м., максимальная скорость 1050 км/ч, дальность полета 1850 км.
Экипаж - два человека. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно- цифровой системой регулирования. Имеет 6 узлов подвески оружия, может нести управляемые и неуправляемые ракеты "воздух-земля", "воздух-воздух", бомбы, пушечные контейнеры и пр. Серийное производство Як-130 ведется на Иркутском авиазаводе.
К настоящему времени ВВС переданы 48 самолетов, которые входят в состав 209-й учебной авиабазы в Борисоглебске (Воронежская область). Всего действующие контракты предусматривают поставку 65 таких самолетов стоимостью около 550 млн руб. за единицу. Еще 16 Як-130 поставлены в 2011 г. Алжиру.
До настоящего времени произошло два авиационных происшествия с самолетами этого типа, оба - без жертв.
26 июля 2006 г. произошла авария Як-130 (бортовой номер "03 белый") Летно-исследовательского института им. Громова. В испытательном полете из-за отказа системы дистанционного управления самолет перевернулся "на спину" и вошел в пикирование. Оба пилота успешно катапультировались, самолет упал возле г. Спас-Клепики (Рязанская область).
29 мая 2010 г. возле Липецка разбился Як-130 ("93 красный") исследовательско-инструкторской смешанной авиационной базы 4-го центра подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний МО РФ. Из-за отказа системы управления вскоре после взлета и уборки шасси началась продольная раскачка. При выходе на режим сваливания экипаж катапультировался. Пилоты - полковник Александр Котов и старший лейтенант Евгений Гостев - не пострадали.