Дело о крушении теплохода "Булгария": досье
10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул двухпалубный теплоход "Булгария". Катастрофа произошла в 2560 метрах от берега. На борту теплохода, выполнявшего туристический рейс Казань - Болгар - Казань, находился 201 человек. В условиях шторма судно получило крен вправо и за несколько минут ушло на дно. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. В числе погибших - капитан "Булгарии" Александр Островский. Выжили 79 человек. Большинство из них спас круизный теплоход "Арабелла". Два судна - сухогруз "Арбат" и буксир-толкач "Дунайский 66", проходившие мимо, не оказали помощи пассажирам и экипажу тонущей "Булгарии".
Теплоход (дизель-электроход) "Булгария" был построен в 1955 году на верфи в Комарно (Чехословакия) по проекту 785 и в последний раз проходил капитальный ремонт в 1980 году. Собственник судна - Камское речное пароходство (Пермь) - сдавал теплоход в аренду ООО "Бриз", которое, в свою очередь, передало его в субаренду казанской туристической компании ООО "Аргоречтур". Как выяснилось позднее, компания не имела лицензий ни на туристическую деятельность, ни на использование судов.
10 июля Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту затопления теплохода по ч. 2 ст. 263 УК РФ.
12 июля объявлен в России днем траура.
14 июля премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Ростехнадзору и Ространснадзору провести тщательное расследование катастрофы "Булгарии". 15 августа были обнародованы итоги проверки, согласно которым крушение теплохода произошло из-за совокупности нарушений - в частности, невыполнения судовладельцем и капитаном требований безопасности, низкой квалификации членов экипажа. Непосредственной причиной стало поступление воды через открытые иллюминаторы в условиях шторма.
Ликвидация последствий катастрофы обошлась государству в сумму около 500 млн руб., включая расходы на работу водолазов, спасателей и на подъем судна.
В связи с гибелью "Булгарии" уголовные дела были возбуждены в отношении пяти человек.
12 июля 2011 года было возбуждено дело в отношении гендиректора ООО "Аргоречтур" Светланы Инякиной и старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Инякина обвиняется в нарушении правил охраны труда (ч. 2 ст. 143), оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238), нарушении правил эксплуатации водного транспорта (ч. 3 ст. 263), повлекшем смерть по неосторожности двух и более лиц. Ивашову, выдавшему разрешение на эксплуатацию теплохода в 2011 году, инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285) и неправомерная выдача документов (ч. 3 ст. 238).
15 августа возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главного госинспектора казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислава Семенова и начальника казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева. Они выдали положительное заключение о готовности ООО "Аргоречтур" к перевозке пассажиров. Обвинение им предъявлено по статье "Злоупотребление должностными полномочиями" (ч. 3 ст. 285).
Выживший в катастрофе старший помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов обвиняется в нарушении правил безопасности судна, повлекшем крупный ущерб и смерть по неосторожности двух и более лиц (ч. 3 ст. 263). Хаметов, несший ответственность за исправность средств связи, не заявил перед выходом в рейс о неполадках на судне. В момент крушения на "Булгарии" отключилось электропитание, и капитан не смог сообщить другим судам о ЧП.
Инякина, Ивашов, Тимергазеев и Семенов находятся под стражей. В отношении Хаметова судом избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Также к ответственности были привлечены капитаны сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский 66" Александр Егоров, не оказавшие помощи пассажирам терпящей бедствие "Булгарии". Уголовное дело в отношении них было возбуждено 18 июля 2011 года по ст. 270 УК РФ. 26 декабря 2011 года Тучин решением Камско-Устьинского районного суда Татарстана был приговорен к штрафу в размере 130 тыс. руб. 28 февраля 2012 года Московский районный суд Казани приговорил Егорова к штрафу в 190 тыс. руб.
Расследование в отношении пяти обвиняемых велось почти два года.
6 мая 2013 года Московский районный суд Казани приступил к рассмотрению дела. 28 мая, после оглашения обвинительного заключения, четверо подсудимых - Светлана Инякина, Рамиль Хаметов, Яков Ивашов и Ирек Тимергазеев - вину не признали. Частично вину признал Владислав Семенов.
Дело о крушении теплохода слушалось больше года, заседания суда неоднократно переносились. Объем уголовного дела составил 96 томов. Были допрошены около 200 потерпевших, более 100 свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз, в том числе комплексная судоводительская инженерно-техническая судебная экспертиза, которая проводилась с августа 2011-го по март 2012 года в Волжской государственной академии водного транспорта.
6 марта 2014 года суд был отложен для проведения повторной судоводительской и инженерно-технической экспертизы. Провести ее было поручено сотрудникам Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова.
15 апреля в Московском райсуде Казани были оглашены результаты повторной экспертизы. Согласно ее выводам, к аварии привела совокупность фактов: неготовность судна к плаванию как по техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа, несоблюдение требований и правил безопасности судоходства командой, судовладельцем и контролирующими органами по подготовке судна к плаванию. Эксперты университета имени Макарова также согласились с выводами Ространснадзора о том, что "Булгария" была непригодна к выходу в навигацию в 2011 году.
25 апреля в ходе прения сторон прокурор потребовал для обвиняемых реальных сроков наказания в виде лишения свободы от 6 до 14,5 лет. Самый длительный срок, по мнению гособвинения, заслуживает Светлана Инякина.
24 июня потерпевшие по делу о крушении "Булгарии" заявили гражданские иски о компенсации морального вреда на сумму 201,6 млн руб. Сумма исков о возмещении материального ущерба составляет более 236 тыс. руб.
3 июля Московский суд Казани начал оглашение приговора по делу о крушении теплохода "Булгария".