Торгово-экономические отношения России и Монголии. Досье
Передается к визиту президента РФ Владимира Путина в Монголию 3 сентября
По данным Федеральной таможенной службы РФ, за первое полугодие 2014 года торговый оборот между РФ и Монголией составил 747,4 млн долл., сократившись на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (тогда этот показатель был равен 860,4 млн долл.). Экспорт из России в Монголию в первом полугодии 2014 года составил 730,7 млн долл., импорт - 16,7 млн долл. (в 2013 года соответственно 840,2 млн долл. и 20,2 млн долл.).
В 2013 году 72,2% российского экспорта в Монголию приходилось на минеральные продукты, 5,6% - на машины, оборудование и транспортные средства, 10,5% - на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, 5,4% - металлы и изделия из них, 4,5% - на продукцию химической промышленности. В структуре российского импорта из Монголии основную долю составили минеральные продукты (76,6%), мясо, мясопродукты и сельскохозяйственное сырье (15,9%).
В Монголии зарегистрированы примерно 425 российских и российско-монгольских компаний, из них реально работают около 60. Основными из них являются совместные предприятия горнодобывающей и перерабатывающей промышленности - "Эрдэнэт", "Монголоросцветмет" и акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога".
"Эрдэнэт" - крупный горно-обогатительный комплекс по добыче и переработке медно-молибденовой руды, годовой объем производства составляет около 29 млн тонн. Совместное предприятие было создано согласно межправительственному соглашению Монголии и СССР от 1973 года об освоении месторождения Эрдэнэтийн-Овоо (расположено в 340 км к северо-западу Улан-Батора). 51% акций компании принадлежит Монголии, 49% - России.
"Монголоросцветмет" - одна из ведущих компаний по добыче минерала флюорита (плавиковый шпат, фторид кальция). Ежегодный объем производства - около 180 тыс. тонн. Совместное предприятие было создано на основе межправительственного соглашения от 1973 года. Доля Монголии составляет 51% капитала, России - 49%.
В настоящий момент обсуждается вопрос о возможном объединении "Эрдэнэт" и "Монголоросцветмет" и о создании на их базе единого горнорудного холдинга по добыче золота, серебра, флюоритов и полиметаллических руд.
Другим крупным совместным предприятием является российско-монгольское акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД). Россия и Монголия выступают ее акционерами на паритетной основе. Российская сторона с 2007 года предоставляет УБЖД услуги по организации движения поездов на участке Наушки-Улан-Батор-Наушки. При этом используют тепловозы Восточно-Сибирской железной дороги.
ОАО "РЖД" также передала Монголии 300 полувагонов и 50 крытых вагонов. Специалисты РЖД разработали комплексную программу по модернизации УБЖД, предполагающую внедрение информационных технологий, обновление диспетчерской службы, путей. Обсуждаются проекты строительства железнодорожных веток к крупным месторождениям полезных ископаемых на территории Монголии для обеспечения доступа монгольского сырья на мировые рынки, в том числе транзитом через территорию России.
В стадии создания находится совместная компания "Дорнод уран" по разведке, добыче и переработке урана на территории аймака (административно-территориальная единица Монголии) Дорнод, где расположены месторождения Дорнод, Мардай, Гулван-булак (запасы урана в этом районе оцениваются в 62 тыс. тонн). Соглашение о ее создании было подписано между правительством РФ и правительством Монголии 25 августа 2009 года в ходе государственного визита в Монголию президента РФ Дмитрия Медведева.