История McDonald's в России
В Москве и Московской области 12 июня открываются под новым брендом "Вкусно - и точка" первые 15 ресторанов, ранее принадлежавшие корпорации
ТАСС-ДОСЬЕ. 12 июня 2022 года в Москве и Московской области открываются под новым брендом "Вкусно - и точка" первые 15 ресторанов, ранее принадлежавшие корпорации McDonald's.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории McDonald's в России.
McDonald's - американская корпорация, крупнейшая в мире сеть быстрого питания. Основана в 1940 году в Сан-Бернандино (штат Калифорния, США) братьями Ричардом и Морисом Макдоналдами. В 1954 году предприниматель Рей Крок выкупил у братьев право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу, в 1967 году зарегистрированная Кроком компания McDonald's Corporation начала экспансию за рубеж, открыв свой первый ресторан в Канаде. По состоянию на 2022 год порядка 40 тыс. заведений компании действуют в более чем 119 странах мира.
Наибольшей популярностью в меню закусочных McDonald's пользуются мясные гамбургеры (в том числе "Биг Мак" с двумя котлетами из говядины) и картофель фри. Также в ассортимент входят салаты, бутерброды и закуски из курицы и рыбы, роллы, пирожки, специальные меню для завтраков и так далее.
Первый в России (тогда еще РСФСР) ресторан McDonald's открылся 31 января 1990 года в Москве на Пушкинской площади, для его работы было создано совместное советско-канадское предприятие. На тот момент он был самым крупным рестораном сети в мире (по состоянию на 2022 год являлся самым крупным в Европе). В день открытия McDonald's на Пушкинской площади посетили около 30 тыс. человек, что было рекордом для первого рабочего дня заведения сети. Время ожидания в очереди измерялось часами. В отличие от ряда других иностранных компаний (финский Stockmann и другие), предпочитавших в начале 1990-х годов открывать магазины, торговавшие за валюту, McDonald's принимал к оплате только рубли.
Для снабжения продуктами первых ресторанов в Москве в районе Ново-Переделкино был построен отдельный завод, впоследствии компания перешла на закупки у местных поставщиков.
В 1996 году на Ленинградском шоссе в Москве открылся первый в России пункт "Макавто", в том же году принял посетителей первый ресторан за пределами Москвы - в Санкт-Петербурге.
По данным официального сайта компании, к началу марта 2022 года в России у McDonald's насчитывалось более 850 закусочных в 62 субъектах Федерации, ежедневно принимавших 1,8 млн посетителей. В основном компания была представлена в европейской части страны, однако в последние годы ее заведения начали появляться в Сибири и на Дальнем Востоке.
Корпорация работала через дочерние компании: ООО "Макдоналдс" и ЗАО "Москва-Макдоналдс", с 2013 года заключала франчайзинговые соглашения. С 2022 года деятельностью McDonald's в России руководит Олег Пароев.
По информации корпорации, более 90% продукции российский McDonald's закупал у местных поставщиков. Всего в российских McDonald's работали более 65 тыс. сотрудников, еще около 100 тыс. рабочих мест были созданы на предприятиях-поставщиках.
Приостановка работы в РФ
После начала специальной военной операции Вооруженных сил РФ на Украине 24 февраля 2022 года компания объявила о приостановке работы своих заведений в России. Большинство закусочных временно прекратили работу 14 марта, при этом ряд франчайзинговых точек (в частности, в аэропортах и на Ленинградском вокзале Москвы, находящиеся под управлением компании "Росинтер", а также 25 заведений под управлением ООО "ГиД" в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, в Республике Алтай, в Алтайском и Красноярском краях) не закрылись и продолжали обслуживать посетителей. Компания выплачивала зарплату всем своим сотрудникам в РФ, в прежнем режиме работали ее головной офис в Москве и благотворительный "Дом Роналда Макдоналда".
16 мая McDonald's объявила об уходе с российского рынка и при посредничестве Минпромторга РФ приступила к продаже своего бизнеса в РФ. При этом источник в компании сообщил ТАСС, что McDonald's планирует возобновить работу в России под новым брендом в середине июня 2022 года, сохранив рабочие места, большинство поставщиков, сеть ресторанов и меню. 19 мая корпорация сообщила, что продала бизнес Александру Говору, владельцу 25 франшизных McDonald's в Сибири. Сумма сделки не сообщалось. Согласно ее условиям, сеть будет работать под новым брендом и с новыми названиями в меню, а все ее сотрудники должны сохранить свои места "на эквивалентных условиях" в течение как минимум двух лет. Управление сетью в России перешло к ООО "Система ПБО".
Как сообщал ТАСС гендиректор сети Олег Пароев, фирменная желтая буква "М" не останется символом бренда, под которым будут работать бывшие рестораны компании в России.
8 июня источник, близкий к компании "Росинтер", сообщил ТАСС, что некоторые McDonald's в аэропортах и на железнодорожных вокзалах будут работать до 2023 года. В частности, продолжат работать заведения в международных аэропортах Шереметьево и Домодедово, на Ленинградском вокзале столицы, а также в аэропорту Пулково и на Московском, Финляндском и Балтийском вокзалах Санкт-Петербурга.
10 июня закрылись 130 ресторанов сети, продолжавшие обслуживать клиентов в регионах Сибири и на Урале под старым брендом.
9 июня была запустилась рекламная кампания сети с новым логотипом, при этом итоговое название для ресторанов объявлено не было. На логотипе, по сообщению пресс-службы ООО "Система ПБО", схематично изображены главные символы ресторана: две палочки картофеля фри желтого цвета и бургер желто-оранжевого цвета, а зеленый фон "символизирует качество продукции".
10 июня бывшие рестораны McDonald's в Москве получили на картах "Яндекса" название "Мак". Кроме того, российское приложение McDonald's для мобильных платформ iOS и Android было временно переименовано в "Мой бургер".
11 июня предприниматель Александр Говор рассказал в интервью телеканалу "Россия-24", что 12 июня откроются первые 15 ресторанов, затем в течение недели - еще 50 точек по Москве и Подмосковью, а затем от 50 до 80 ресторанов будут открываться еженедельно в разных регионах страны. Таким образом, все 850 заведений вернутся в строй за полтора - два месяца.
12 июня гендиректор сети Олег Пароев сообщил журналистам, что новым названием McDonald's в России стало "Вкусно - и точка". Обновленная сеть не планирует вводить в меню алкогольную продукцию, но планирует адаптировать вкусы блюд в зависимости от региона.
Финансовые показатели в России
По данным "Спарк-Интерфакс", выручка ООО "Макдоналдс" по итогам 2021 году составила 75,207 млрд рублей, чистая прибыль - 2,021 млрд рублей. Выручка ЗАО "Москва-Макдоналдс" в 2021 году - 21,192 млрд рублей, чистая прибыль - 2,092 млрд рублей.
Сайты компании
Сайт McDonald's на русском языке действовал по адресу http://www.mcdonalds.ru. По состоянию на 12 июня 2022 года он переадресовывает посетителей на https://skoro-tut-budut-burgers.ru/, где приведено меню обновленной сети.