Биография Питера Брука
Британский режиссер умер в возрасте 97 лет
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 июля 2022 года стало известно, что в Париже в возрасте 97 лет умер британский режиссер Питер Брук. Об этом сообщила газета Le Monde.
Происхождение и образование
Питер Брук родился 21 марта 1925 года в Лондоне в небогатой еврейской семье (был вторым сыном). Родители, бывшие российские подданные, жили в Великобритании с 1914 года, между собой говорили по-русски, с детьми - по-английски. Отец был инженером-электриком.
Питер Брук увлекся театром и кинематографом еще в детстве, в 10 лет поставил для семьи кукольный спектакль по трагедии Шекспира "Гамлет". В 1945 году окончил лингвистический факультет Оксфордского университета, изучал русский язык. Во время учебы принимал активное участие в деятельности студенческого театра.
Начало режиссерской карьеры
На большой сцене в качестве театрального режиссера Питер Брук дебютировал в 1943 году, поставив в лондонском театре "Факел" пьесу Кристофера Марло "Доктор Фауст". Его следующий спектакль - по пьесе Жана Кокто "Адская машина" (1945; театр "Шантеклер") - заинтересовал известного в то время театрального режиссера Бэрри Джексона. По его предложению Брук в Бирмингемском репертуарном театре поставил пьесу Бернарда Шоу "Человек и сверхчеловек", которая считается одной из самых сложных для воплощения на сцене (главную роль сыграл начинающий актер Пол Скофилд). После успеха спектакля Джексон пригласил Брука и Скофилда в Королевский Шекспировский театр (Стратфорд-на-Эйвоне; графство Уорикшир). Оба получили широкую известность, создав на его сцене ряд спектаклей по произведениям Шекспира.
Впоследствии Брук сотрудничал с труппами многих театров, в том числе расположенных в театральном районе Лондона Вест-Энд, и Королевской оперы (Ковент-Гарден). Также ставил спектакли за границей (в Бельгии, США, Франции и других странах).
Нестандартный подход к режиссуре
Питер Брук был известен нестандартным подходом к режиссуре. Уже в 1947 году в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта" он незадолго до премьеры удалил со сцены большую часть декораций, в связи с чем постановка вызвала споры среди критиков.
Брук никогда не следовал какой-либо теории, он сочетал приемы и методы, разработанные многими деятелями культуры и искусства, и обогащал их собственными находками. Например, он считал, что театральный актер должен виртуозно владеть своим телом (это требование выдвигают сторонники школы советского режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда и польского теоретика театра и режиссера Ежи Гротовского); размышлять над ролью (немецкий драматург Бертольд Брехт); эмоционально погружаться в нее (советский режиссер и педагог Константин Станиславский). По словам Брука, необходимы долгие репетиции, "в процессе которых режиссер не подавляет актеров, а позволяет проявиться их личностям наиболее полноценно". Он поощрял импровизации, адаптировал свои спектакли для разных аудиторий.
В начале 1960-х годов Брук заинтересовался трудами французского драматурга и актера Антонена Арто о так называемом театре жестокости. Согласно этой концепции, спектакль должен производить на публику шоковый эффект, разрушать стереотипы и в итоге заставлять зрителей сопереживать и приводить их в состояние "духовного очищения" (катарсис).
В числе знаменитых постановок Брука трагедия Шекспира "Король Лир" (1962), в оформлении которой он использовал холсты и панели мрачных тонов, гранитный трон без украшений и яркое освещение. В результате, по оценке критиков, одновременно создавалось ощущение безысходности и надежды. Одним из самых известных спектаклей Брука является "Марат/ Сад" (1964) по пьесе немецкого писателя Петера Вайса, посвященной убийству одного из лидеров Великой французской революции Жан-Поля Марата (критики считают постановку Брука этого произведения самой успешной). После премьеры в Лондоне Брук гастролировал со спектаклем в США на Бродвее. По его словам, тогда в нарушение табу впервые в истории бродвейских театров на сцену вышел обнаженный человек. Спектакль имел громкий успех, был показан 145 раз и удостоен американской премии "Тони" в номинации "лучшая пьеса" (1966).
В 1968 году в лондонском зале Roundhouse Брук представил экспериментальный спектакль по мотивам шекспировской "Бури" с актерами из разных стран.
Событием в мировой театральной жизни стала постановка комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1970). В ней было множество зрелищных эффектов и элементов из представлений уличных театров, в том числе итальянской комедии дель арте. Актеры в ярких костюмах исполняли цирковые трюки с лестницами и трапециями. Постановка также была отмечена премией "Тони" (1971).
В 1970 году Брук основал в Париже Международный центр театральных исследований (под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра). Набрав интернациональную труппу, режиссер стремился возродить и соединить традиции европейских и восточных народных театров. Театр много гастролировал по всему миру, включая страны Азии и Африки. Нередко спектакли демонстрировались на развалинах древних городов, на базарных площадях, в рабочих клубах и других местах. В числе самых известных постановок Центра камерная версия оперы Жоржа Бизе "Кармен", чеховская пьеса "Вишневый сад", спектакль по древнеиндийскому эпосу "Махабхарата" (в 1984 году было создано масштабное действо, которое шло 11 часов в течение двух дней; в 2015 году - лаконичная версия "Поле битвы", с четырьмя актерами и музыкантом-тамбуристом, длившаяся чуть более часа).
Всего на различных театральных сценах Питер Брук поставил свыше 50 спектаклей. В числе последних крупных работ - притча "Узник" (премьера прошла в марте 2018 года в парижском театре Bouffes du Nord). Это философское размышление о совести, внутренней свободе и наказании за преступление. В основу пьесы легли события, свидетелем которых режиссер был во время поездки в Афганистан в 1980-х годах. В июне 2019 года в том же театре впервые был показан спектакль Why?, посвященный Всеволоду Мейерхольду.
Среди оперных постановок Брука "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Богема" Джакомо Пуччини, "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта. В качестве кинорежиссера он снял 14 фильмов, большинство из них - экранизации спектаклей, в т. ч. для телевидения. Для некоторых Брук сам писал сценарии.
Помимо Пола Скофилда, сыгравшего практически во всех шекспировских пьесах главных героев, с Питером Бруком на сцене и съемочной площадке работали такие звезды, как Джон Гилгуд, Лоуренс Оливье, Вивьен Ли, Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни.
Личные сведения
В 1955 году Питер Брук одним из первых западных театральных деятелей посетил СССР. Тогда он привез в Москву постановку "Гамлет". Во время этой поездки он познакомился с режиссером Валентином Плучеком (1909-2002), выяснилось, что они - двоюродные братья. Впоследствии они часто встречались, в том числе во время фестивалей в разных странах.
В 1964 году в Москве он представил спектакль "Король Лир", а в 1989 году в Москве, Ленинграде и Тбилиси - "Вишневый сад".
В России его спектакли неоднократно демонстрировались в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова, в том числе в мае 2017 года ("Поле битвы"). В 2019 году в Петербурге и Москве во время международного театрального фестиваля "Радуга" и фестиваля NET (Новый европейский театр) были показаны "Узник" и Why?.
В 1951 году Брук женился на британской актрисе Наташе Пэрри (1930-2015). Их дочь Ирина Брук (1962) - актриса, режиссер и продюсер, сын Симон Брук (1966) - режиссер-документалист.
С 1974 года режиссер постоянно жил в Париже.
Награды и премии
Брук был лауреатом многих международных и национальных театральных наград. Так, в мае 1988 года в Москве ему была вручена премия Союза театральных деятелей СССР за выдающиеся заслуги в области театрального искусства. Он стал ее первым лауреатом. В 1989 году получил Европейскую театральную премию. Также был отмечен орденами Британской империи (1965) и Почетного легиона (Франция, 2013).
Являлся автором книг о театре и режиссуре "Пустое пространство" (1968), "Блуждающая точка" (1987), "Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре" (1993), мемуаров "Нити времени" (1998).