Дальневосточный завод "Звезда". Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Дальневосточный завод "Звезда" - судостроительное и судоремонтное предприятие, расположенное в г. Большой Камень Приморского края. Единственный на Дальнем Востоке РФ завод, специализирующийся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных лодок (АПЛ) и кораблей с атомной энергетической установкой.
Решение о строительстве в Большом Камне завода №892 было принято 9 июля 1946 г. Министерством судостроительной промышленности СССР. Первый производственный цех вступил в строй 3 декабря 1954 г., эта дата считается днем рождения предприятия.
Сначала здесь ремонтировали и строили мелкие и средние суда (катера, боты, зверобойные шхуны, рыболовные траулеры). С ноября 1957 г. завод занимался ремонтом дизель- электрических субмарин и надводных кораблей Тихоокеанского флота, с мая 1962 г. - ремонтом атомных подводных лодок (АПЛ).
В 1968 г. предприятие получило современное название. С 1989 г. выполняет работы по утилизации атомных субмарин. На "Звезде" создан современный универсальный комплекс по утилизации АПЛ, всего на предприятии утилизировано около 50 лодок. В частности, здесь эксплуатируется уникальный плавучий завод по очистке жидких радиоактивных отходов "Ландыш".
В ноябре 2008 г. завод "Звезда" был преобразован из федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) в открытое акционерное общество. 100% акций первоначально принадлежали государству, затем были переданы ОАО "Дальневосточный Центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС), входящему в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). В 2010 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вернулось в состав акционеров "Звезды", в октябре 2014 г. доля агентства составила 52,55% 47,45% акций находились в собственности ДЦСС.
Предприятие располагает двумя эллингами (крытыми помещениями для ремонта судов), док-камерой, передаточным стапелем и трансбродером (платформой с рельсами для транспортировки кораблей). Технические возможности "Звезды" позволяют изготавливать, поднимать и перемещать плавучие сооружения весом до 13,5 тыс. тонн. В 2003-2013 гг. на заводе построены рефрижератор "Курильское озеро", траулер- морозильщик "Валерий Маслаков", рыбодобывающие суда проектов 70126 и 21090, сборщик сточных вод проекта 21460. В настоящее время предприятие в рамках госконтракта выполняет заказы по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота - атомного подводного ракетного крейсера "Томск", АПЛ проекта 971 "Магадан" и "Кузбасс", технического транспорта "Пинега" и плавбазы проекта 2020 ПТБ-6.
С 2009 г. на территории завода ведется строительство современной верфи крупнотоннажного судостроения. Первоначально учредителями проекта, оценивавшегося в 1 млрд долларов США, выступали ДЦСС и крупная южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo). В 2012 г. корейская сторона вышла из проекта, а ОСК в конце 2013 г. уступила пакет из 75% минус две акции ДЦСС консорциуму "Современные технологии судостроения", созданному "Газпромбанком" и "Роснефтью". В 2014 г. стоимость строительства верфи оценивалась в 111,7 млрд рублей, пусковой очереди - 60 млрд рублей. Как ожидается, новая площадка начнет работу в 2018 г. и приступит к производству морской техники и оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья - в частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозов емкостью до 250 тыс. куб. м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию на верфи будет работать 6 тыс. 500 человек.
Согласно годовому отчету, выручка по результатам 2013 г. составила 6 млрд 179 млн рублей. Численность работников в конце 2013 г. - 4 тыс. 183 человека.
Руководитель предприятия с марта 2014 г. - Юрий Фильчёнок.