Правовые основы принятия в состав России нового субъекта
Жители Донбасса, Запорожья и Херсонщины большинством поддержали присоединение к РФ
ТАСС-ДОСЬЕ. 30 сентября 2022 года в Георгиевском зале Кремля состоится церемония подписания договоров о вступлении в состав РФ новых территорий, которые провели референдумы и обратились с соответствующей просьбой к российской стороне. Это Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, а также Запорожская и Херсонская области. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Согласно российскому законодательству, принятие в состав РФ новых субъектов возможно в результате заключения международного договора. Такой механизм был применен в 2014 году, когда Крым провозгласил себя независимым государством (17 марта), а затем между Россией и республикой был подписан договор о присоединении (18 марта).
Законодательство
Процесс принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов РФ осуществляется на основании Конституции РФ, федерального конституционного закона (ФКЗ) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года, федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года, принципов и норм международного права.
Правовые нормы
Согласно части 2 статьи 65 Конституции РФ, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
В соответствии с ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" в качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть.
Вхождение нового субъекта в состав РФ осуществляется на добровольной основе с соблюдением государственных интересов России, принципов ее федеративного устройства, гражданских прав и свобод.
Процесс принятия, согласно российскому законодательству, осуществляется по взаимному соглашению между РФ и иностранным государством в соответствии с международным (межгосударственным) договором, заключенным между ними.
Порядок принятия в состав РФ иностранного государства или его части
Для вхождения в состав России иностранное государство должно официально обратиться к РФ с просьбой о принятии (полностью или части). Президент России уведомляет о поступившей инициативе обе палаты Федерального собрания и российское правительство и при необходимости проводит с ними консультации.
В случае получения согласия разрабатывается проект международного договора о принятии в РФ иностранного государства или его части. В документах в том числе должны быть урегулированы вопросы наименования и статуса новых субъектов РФ, гражданства, правопреемства, функционирования органов публичной власти и др. С этой целью может быть установлен переходный период интеграции новых субъектов в правовую, финансовую, кредитную и экономическую системы РФ.
После подписания соответствующего международного договора президент РФ обращается в Конституционный суд с запросом о проверке соответствия документа российскому основному закону. Если договор признается конституционным, то он вносится в Госдуму РФ на ратификацию. Одновременно в нижнюю палату парламента должен быть внесен проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта, который определяет его наименование, статус и границы, а также сроки переходного периода. Договор и конституционный закон подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
После ратификации международного договора и принятия федерального конституционного закона соответствующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав России (глава 3 "Федеративное устройство").
Статус нового субъекта
В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства ему предоставляется статус республики, если международный договор не предусматривает иного статуса.
Если же присоединяется часть иностранного государства, ей предоставляется статус республики, края, области, автономной области или округа в соответствии с договором.
Урегулирование правовых, экономических и иных вопросов
Наименование и статус нового субъекта РФ должны быть зафиксированы в международном договоре. Этим же документом регулируются вопросы приобретения российского гражданства, правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, функционирования его органов власти и др.
Договором может быть установлен переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти.