История автомобильной марки "Москвич"
23 ноября 2022 года началась серийная сборка автомобилей "Москвич" на бывшем заводе Renault
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2022 года серийная сборка автомобилей "Москвич" началась на бывшем заводе Renault в Москве. Первой новой моделью завода стал кроссовер, который получил название "Москвич 3". Старт продаж автомобилей намечен на декабрь 2022 года.
ТАСС подготовил материал об истории этой советской и российской автомобильной марки.
Завод КИМ, проект массового автомобиля
В 1929 году Советский Союз подписал с американской компанией Ford Motor Company соглашение о строительстве автозавода в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автозавод, ГАЗ). До запуска полноценного предприятия сборка грузовых автомобилей из машинокомплектов была налажена на двух автосборочных предприятиях: Государственном заводе №1 в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова), а также на Государственном заводе №2 в Москве. Столичное предприятие было размещено на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-х годах оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА сначала из американских, а затем из советских комплектующих.
В 1939 году завод был выведен из состава ГАЗа и получил название "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи" (КИМ). Для него был разработан малолитражный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полунесущим кузовом по образцу американской машины Ford Prefect. Всего до начала войны было выпущено около 300 машин, начало серийной сборки планировалось на 1 августа 1941 году
Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был эвакуирован в Свердловск, где начал выпуск легких танков Т-60 и Т-70.
Первое поколение "москвичей"
23 мая 1945 года Совет народных комиссаров принял постановление о достройке автозавода по выпуску малолитражных автомобилей на базе КИМ. Предприятие получило название ЗМА (впоследствии МЗМА).
Первоначально планировалось запустить на нем производство КИМ-10. Однако в августе 1945 года, предположительно, по личному решению главы советского государства Иосифа Сталина, было решено наладить производство копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. По данным некоторых исследователей, документация и оборудование для производства этих машин были вывезены из оккупированных областей Германии. По другим сведениям, машина была сконструирована заново по имевшимся образцам и штампам.
Копия "Кадета" получила название "Москвич-400", ее выпуск начался в 1946 году Автомобиль представлял собой в базовой версии пятиместный переднемоторный заднеприводный седан. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы (л. с.). На базе первого "Москвича" выпускались также кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году начался выпуск модификации "Москвич-401", отличавшейся более мощным двигателем (26 л. с.). Всего было выпущено порядка 234 тыс. "москвичей" первого поколения. Фактически они стали первыми массовыми автомобилями, которые продавались в СССР для личного пользования.
Второе и третье поколения
В 1956-1965 годах на МЗМА выпускалось второе поколение "москвичей" - модели 402, 403, 407 и производные. Конструктивно они не сильно отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и внешний облик, напоминавший машину более высокого класса ГАЗ-21 "Волга". Всего было выпущено более 553 тыс. экземпляров.
С "Москвича-407" началась история участия российских автомобилей на международных ралли.
В 1964-1988 годах выпускалось третье поколение - "Москвич-408", "Москвич-412", "Москвич-2140" и производные, отличавшиеся более современным дизайном. В 1968 году предприятие получило название "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола" (АЗЛК). В 1967 году выпуск "Москвича-412" был налажен на базе Ижевского автозавода (предприятие Минобороны СССР), впоследствии "Иж" стал отдельной маркой. Также сборка "москвичей" из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии (на заводе "Балкан" в году Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии Scaldia - Volga, "Скалдия - Волга", в Брюсселе). В целом на экспорт в отдельные годы уходило более половины советского выпуска "москвичей". Всего было выпущено 3,2 млн экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение, закрытие предприятия
В 1986 году на АЗЛК (с 1992 году - АО "Москвич") началось производство переднеприводного автомобиля "Москвич-2141" в базовом кузове "хетчбэк". За рубежом эти машины продавались под маркой Aleko. Изначально они оснащались техническими устаревшими к тому времени двигателями производства Волжского автозавода (ВАЗ). В начале 1990-х годов производство стало сокращаться из-за снижения госфинансирования. Выпуски модернизированных серий ("Князь Владимир", "Иван Калита", "Святогор") и установка более мощных моторов французской Renault, оказавшихся слишком дорогими после дефолта 1998 году, не помогли улучшить ситуацию.
4 марта 2002 году главный конвейер АЗЛК был остановлен, предприятие закрылось, и в 2010 году было ликвидировано по итогам процедуры банкротства. Всего было выпущено около 716 тыс. машин четвертого поколения.
Площади АЗЛК заняли новый автозавод Renault и технополис "Москва".
В 2016 году компания "Рено Россия" зарегистрировала в Роспатенте торговые знаки АЗЛК, "Москвич" и Moskvich с логотипами. Их срок действия истекает в 2025 году.
16 мая 2022 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что московский автозавод Renault перешел в собственность города и на нем будет возобновлено производство легковых автомобилей под историческим брендом "Москвич". Основным технологическим партнером предприятия стал "Камаз".
23 ноября 2022 году на заводе стартовала крупноузловая сборка автомобилей. До конца года планируется собрать 600 машин (400 из них электрические). В 2024 году параллельно с крупноузловой сборкой начнется мелкоузловая сборка. Как отмечается в представленных на заводе материалах, в 2024 году на автомобилях начнется использование батарей собственного производства, а в 2025 году "москвичи" обзаведутся собственным электродвигателем, батареей и бортовым зарядным устройством, произведенным в Москве.
В текст была внесена правка (12:10 мск) — передается в связи с исправлением информации о начале продаж в первом абзаце, верно - на декабрь 2022 года.