Что известно о проблемах национальных меньшинств на Украине
Украинский президент Владимир Зеленский подписал закон о национальных меньшинствах 29 декабря
ТАСС-ДОСЬЕ. 30 декабря стало известно, что президент Украины Владимир Зеленский 29 декабря подписал закон о национальных меньшинствах, принятие которого является одним из условий начала переговоров о вступлении Украины в ЕС. Согласно тексту закона, опубликованному на сайте парламента, представители нацменьшинств на Украине имеют право на самоидентификацию, свободу общественных объединений, свободу выражения взглядов и убеждений и другое. Документ в том числе гарантирует право на свободное использование языка нацменьшинств. При этом на Украине до сих пор действует закон, в соответствии с которым граждане страны обязаны использовать украинский язык во всех сферах общественной жизни. Новый закон о нацменьшинствах предписывает правительству в шестимесячный срок принять меры по приведению всей нормативной базы в соответствие с данным документом, обеспечив вступление его в силу.
Статистические данные
По данным последней переписи населения Украины, проведенной в 2001 году, на долю представителей национальных меньшинств приходилось 22,18% населения страны. Самую крупную этническую группу составили русские (17,3%), которые, по данным переписи, проживали на всей территории Украины, в основном в юго-восточных областях. За ними следовали белорусы (0,6%), молдаване (0,5%), крымские татары (0,5%), болгары (0,4%), венгры (0,3%), румыны (0,3%), поляки (0,3%), евреи (0,2%), армяне (0,2%) и греки (0,2%). При этом большинство венгров, согласно переписи, проживало в Закарпатской области (150 тыс., или 12% населения региона), а также в Житомирской (50 тыс.), Хмельницкой (23 тыс.) и Львовской (18 тыс.) областях. Румыны в основном были сконцентрированы в Черновицкой (115 тыс.) и Закарпатской (32 тыс.) областях, болгары - в Одесской (150 тыс.) и Запорожской (27 тыс.; с 2022 года - субъект РФ) областях.
Ситуация в Закарпатье в 2010-х годах
Ситуация в Закарпатье, где проживают этнические венгры, обострилась в марте 2008 года. Формальной причиной послужили договоренности президентов Украины и Венгрии Виктора Ющенко и Ласло Шойома об открытии на Верецком перевале (между Закарпатской и Львовской областями) монумента в честь 1100-летия перехода Карпат переселявшимися с востока на запад венгерскими племенами. Против установки памятника выступили представители правых радикальных организаций, в том числе лидер партии "Всеукраинское объединение "Свобода" Олег Тягнибок. По его словам, "символ чужой власти унижает чувство национального достоинства" украинцев, живущих в Закарпатье. Монумент все же был установлен, но в последующие годы постоянно подвергался вандализму со стороны радикалов. В 2013 году в Ужгороде были совершены нападения на группы туристов из Венгрии. В связи с этим венгерские организации региона выступили с заявлением о том, что "впервые в Закарпатье за время независимости Украины был зафиксирован факт зверского нападения на венгерских граждан за их национальную принадлежность". Ситуацию дестабилизировали марши националистов ультраправой группировки "Карпатская Сечь", партии "Свобода", "Правого сектора" (запрещен в РФ) и других, выступавших против этнических венгров.
В мае 2014 года, вскоре после государственного переворота на Украине, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сказал, что ждет от официального Киева предоставления автономии и двойного гражданства для венгров, живущих в Карпатском регионе, в ответ власти Украины заявили о сепаратистских настроениях в Закарпатье. Позднее, в сентябре 2018 года, разразился скандал, связанный с выдачей консульством Венгрии в закарпатском городе Берегово венгерских паспортов украинским гражданам (украинское законодательство запрещает двойное гражданство). В результате Украина и Венгрия обменялись высылкой консулов.
Украинизация образования
В 2017 году напряженность на Украине вызвало принятие закона "Об образовании", который существенно ограничил использование языков национальных меньшинств в образовательной сфере. Документ был одобрен Верховной радой 5 сентября 2017 года и подписан президентом Петром Порошенко 25 сентября того же года. Он ввел норму обучения в школе с пятого класса на украинском языке и предписывал с 2020 года перевести на украинский всю систему образования.
Это решение вызвало негативную реакцию как в России, так и в восточноевропейских государствах, выходцы из которых образуют диаспоры на Украине. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт заблокирует мероприятия с участием Киева по линии ЕС и НАТО до того момента, пока не будет достигнуто соглашение по языковым вопросам. МИД Польши пообещал "обеспечить полякам на Украине доступ к обучению на польском языке". Президент Молдавии Игорь Додон призвал украинские власти отменить закон, выразив "обеспокоенность положением крупного сообщества румын и молдаван на территории Украины, общины, которая в настоящее время рискует подвергнуться денационализации вследствие несправедливого закона". Президент Румынии Клаус Йоханнис отменил визит в Киев, намеченный на октябрь 2017 года. Власти этих стран обратились в ООН, ЕС, Совет Европы и ОБСЕ с призывом акцентировать внимание на новом украинском законе.
12 октября 2017 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, в которой рекомендовала Киеву пересмотреть закон об украинизации образования. По мнению ПАСЕ, новые правовые нормы "приводят к значительному сокращению прав ранее признанных национальных меньшинств в получении образования на их собственном языке". В декабре свое решение вынесла Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. Она рекомендовала Киеву внести в закон поправки, чтобы сделать его более сбалансированным и не допустить дискриминации в обществе.
В результате в 2018 году в закон были внесены некоторые изменения. В том числе до 2023 года был отложен полный переход на украинский язык школ с преподаванием на языках ЕС. Кроме того, Киев достиг договоренности с Болгарией и Польшей, дав им гарантии на получение полного общего среднего образования в болгарских и польских школах на Украине на родном языке (через систему подзаконных актов и инструкций министерств). Однако Венгрия заняла жесткую позицию: она настаивает на полном выполнении Украиной рекомендаций Венецианской комиссии и продолжает поднимать вопрос об ущемлении прав проживающих там венгров на всех европейских площадках, а также блокирует заседания комиссии Украина - НАТО с участием министров иностранных дел и глав государств (не проводятся с 2017 года).
Возмущение нацменьшинств также вызвало решение Конституционного суда Украины от 28 февраля 2018 года признать не соответствующим конституции закон "Об основах государственной языковой политики". Закон, принятый в 2012 году, предусматривал возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%. Комментируя его отмену, глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что "на Украине не соблюдается верховенство права и происходит наступление на национальные меньшинства".
Закон о тотальной украинизации
25 апреля 2019 года Верховная рада приняла закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". 15 мая - за пять дней до истечения полномочий - его подписал президент страны Петр Порошенко. Документ установил, что единственным государственным официальным языком в стране является украинский, и обязал граждан страны использовать его во всех сферах общественной жизни. Для телеканалов была введена квота в 90% для передач на украинском языке, претендентов на получение украинского гражданства обязали сдавать языковой экзамен, был установлен запрет на использование языков нацменьшинств в сфере образования и др. При этом попытки введения многоязычия рассматриваются в соответствии с законом как действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя, и строго караются.
Представители нацменьшинств назвали принятый документ "законом о тотальной украинизации". МИД Венгрии заявил, что языковой закон "отбирает у национальных меньшинств ранее предоставленное право на использование родного языка". При этом власти республики выразили надежду, что решить спорные языковые вопросы может новый президент Украины Владимир Зеленский, еще до вступления в должность обещавший провести "тщательный анализ" закона на предмет соблюдения конституционных прав всех граждан страны. В декабре 2019 года Венецианская комиссия рекомендовала отложить вступление этого документа в силу до принятия закона о нацменьшинствах и пересмотреть ряд статей, поскольку в законе "не соблюден баланс между укреплением украинского языка и защитой языковых прав меньшинств". Комиссия призвала не делать разницы между языковыми правами меньшинств, имеющих корни в Евросоюзе, и остальными, в первую очередь русскими. Выводы Венецианской комиссии поддержало Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Однако, несмотря на обещания Зеленского и рекомендации Венецианской комиссии, реальных шагов, направленных на решение языкового вопроса, не последовало. По мнению Киева, новый закон, напротив, дает нацменьшинствам возможность стать "более интегрированными" на Украине. 14 июля 2021 года Конституционный суд Украины признал этот закон соответствующим конституции страны.
Продолжение дискриминационной языковой политики
16 января 2020 года украинский парламент принял закон "О полном общем среднем образовании", 13 марта он был подписан президентом. Закон предусматривает постепенное сокращение преподавания предметов на языках национальных меньшинств (начиная с пятого класса). Наибольшей дискриминации подверглись русскоязычные граждане: для них не менее 80% обучения должно проходить на украинском языке. Национальным меньшинствам, говорящим на языках стран - членов ЕС, отведено не менее 20% учебного процесса на украинском языке с постепенным увеличением этого показателя до 60% в старшей школе. Исключение сделано лишь для "коренных народов", которые могут обучаться на своем родном языке вместе с изучением украинского (на тот момент закон "О коренных народах Украины" еще не был принят).
По мнению Киева, новый закон должен был разрешить разногласия с восточноевропейскими соседями. Однако венгерские организации заявили, что насильственный перевод обучения на украинский язык может привести к потере национальной идентичности. МИД Румынии выразил обеспокоенность по поводу последствий, которые закон может иметь для румынского меньшинства, и призвал Украину учитывать рекомендации Венецианской комиссии.
Пересмотр границ районов проживания нацменьшинств
В ходе административно-территориальной реформы в 2020 году произошло укрупнение ряда районов, что затронуло интересы румынской, венгерской и болгарской диаспор. Их представители считают, что она проведена с целью реструктуризировать территории с компактно проживающими национальными общинами таким образом, чтобы в них не было одной доминирующей национальности.
Так, в результате перекраивания границ районов, в которых компактно проживали представители румынского меньшинства, были образованы новые административно-территориальные единицы, в которых доля румын составляет около 10%. Это означает сокращение представительства в местных советах и парламенте страны. Национальный совет румын на Украине направил властям Румынии обращение, в котором указал на то, что представители нацменьшинства "подвергаются хорошо организованному систематизированному процессу принудительной украинизации" во всех сферах государственной политики.
В Закарпатье к Береговскому району, преимущественно населенному венграми, был присоединен соседний Виноградовский. Согласно переписи 2001 года, в прежнем Береговском районе венгры оставляли 76% населения, в укрупненном они утратили статус этнического большинства - их доля снизилась до 43%. В укрупненном Ужгородском районе (присоединены территории Великоберезнянского и Перечинского районов) венгров стало 13% вместо прежних 33%, в Мукачевском районе после присоединения к нему Воловецкого и Свалявского районов - 4% вместо 12%. После укрупнения Болградского района на юге Одесской области болгары, составлявшие здесь 57,5% населения, перестали быть большинством.
В связи с этим парламенты Румынии, Болгарии и Венгрии приняли заявления о нарушении прав национальных общин на Украине. В частности, болгарские парламентарии отметили, что "поддержка Болгарией вступления Украины в Европейский союз и НAТO оказалась под вопросом, поскольку Киев нарушает Европейскую хартию местного самоуправления и Рамочную конвенцию Совета Европы". На это МИД Украины выразил протест.
Исключение восточноевропейских меньшинств из списка коренных народов
1 июля 2021 года Верховная рада приняла закон "О коренных народах Украины", Зеленский подписал его 21 июля. Документ фактически исключил из списка коренных народов русских и представителей большинства национальных общин, предоставив этот статус только крымским татарам, караимам и крымчакам. Этим трем народам документ гарантировал правовую защиту государства "от любых действий, направленных на лишение признаков этнической принадлежности, принудительную ассимиляцию или интеграцию в любой форме".
Протест в связи с принятием этого закона выразили делегации РФ, Армении, Венгрии, Молдавии и Сербии в ПАСЕ. В заявлении говорится, что документ "не имеет под собой юридической основы", которая соответствовала бы международным нормам, включая Декларацию ООН о правах коренных народов.
Особый статус для граждан Польши
11 июля 2022 года Зеленский внес на рассмотрение Верховной рады проект закона о предоставлении гражданам Польши особого статуса на Украине. Об этом сообщил президент Польши Анджей Дуда, выступая в День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан республики 79 лет назад (события известны как "Волынская резня"). По словам Дуды, "сегодня Украина этим шагом, жестом президента дает символическое приглашение, говоря: "Вы тут на особых правах, приветствуем". Инициативу о принятия законопроекта о расширенных возможностях для граждан Польши на Украине Зеленский озвучил еще 22 мая. Тогда же, выступая в Верховной раде, он заявил о достигнутой с руководством Польши договоренности упростить пересечение границы между странами. В офисе украинского президента отмечалось, что Зеленский инициировал законопроект "в знак благодарности польскому народу за солидарность и поддержку Украины". Документ предусматривает права и гарантии для поляков, аналогичные тем, что установлены в Польше законом "О помощи гражданам Украины в связи с вооруженным конфликтом на территории этой страны" от 12 марта 2022 года.
28 июля Верховная рада Украины приняла закон об особых гарантиях для граждан Польши. Он предоставляет, в частности, польским гражданам и членам их семей возможность легального пребывания на территории Украины в течение 18 месяцев с даты принятия закона. Поляки также получают право на трудоустройство и госрегистрацию как налогоплательщики, осуществление хозяйственной деятельности, обучение в учебных заведениях, медицинское обслуживание и отдельные социальные выплаты согласно украинскому законодательству.