История и характеристики Большой кольцевой линии
Она имеет протяженность 70 км и насчитывает 31 станцию
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2023 года в Москве состоялось открытие пассажирского движения по всей Большой кольцевой линии метро. Президент РФ Владимир Путин участвовал в церемонии по видеосвязи, а мэр Москвы Сергей Собянин - очно. ТАСС подготовил материал об этой линии.
Основные сведения
Большая кольцевая линия (рабочее название - Третий пересадочный контур, ТПК) - новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номерами 11 (основная трасса) и 11А (ответвление от станции "Хорошевская" до станции "Деловой центр"). Это самая протяженная линия московского метро и третья по счету внутригородская кольцевая линия рельсового пассажирского транспорта в российской столице - после Кольцевой линии (на схеме метро - №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годах), а также интегрированного с метрополитеном железнодорожного Московского центрального кольца (МЦК, на схеме - №14, открыто в 2016 году).
Полностью расположенная под землей БКЛ проходит на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединяет все существующие и проектируемые радиальные направления. Линия имеет протяженность 70 км и насчитывает 31 станцию. Они позволяют сделать пересадку на 20 станций других линий столичного метро, восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД), три - на МЦК. Все станции БКЛ подземные, в основном неглубокого заложения.
По словам Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2019 году - 540 тыс. человек) и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.
История проекта
"Большим кольцом" Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия - тогда проектировалось "Малое кольцо", которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции "Курская" сохранились надписи на путевой стене: "Курская большого кольца 1945-1949". Однако уже в начале 1950-х годов от проекта "Малого кольца" отказались.
Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 года. Новое метрокольцо должно было включить в себя короткую Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х - 2010-х ггодов обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового "пересадочного контура" - как в виде кольца, так и в виде хордовых линий. В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название "Третий пересадочный контур" (ТПК). Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.
4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития столичного метрополитена на срок до 2020 года. Она предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.
Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года, в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.
Пусковой участок от "Делового центра" до "Петровского парка" спроектировала компания "Метрогипротранс", оставшуюся часть линии - инженеры "Мосинжпроекта" и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя береговыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций - береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии построено три станции глубокого заложения - "Рижская" (63,5 м), "Марьина Роща" (70 м) и "Савеловская" (65 м).
На ранних этапах работы линии подвижной состав размещался в электродепо "Измайлово", в 2018-2021 годах поезда БКЛ обслуживались в новом электродепо "Солнцево". С 2021 года для нужд БКЛ используется модернизированное электродепо "Замоскворецкое", 20 февраля 2023 года к нему присоединилось электродепо "Нижегородское "(бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича). Также поезда БКЛ будет обслуживать электродепо "Аминьевское", открытие которого намечено на 2023 год.
Проектирование и строительство новой кольцевой линии велось с ноября 2011 года силами АО "Мосметрострой", АО "Мосинжпроект" и ООО "СМУ Ингеоком". К строительству отрезка "Аминьевская" - "Проспект Вернадского" привлекалась компания "Си-ар-си-си рус" - российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited, CRCC).
28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы "Активный гражданин" выбрали новое название для ТПК - "Большая кольцевая линия". Официально оно было утверждено к открытию первого участка в 2018 году.
Этапы ввода в эксплуатацию
2018 год
26 февраля 2018 года было запущено пассажирское движение на первом участке БКЛ протяженностью 10,51 км, насчитывавшем пять станций:
- "Деловой центр" (Пресненский район) в центральном ядре делового района "Москва-Сити", с пересадками на одноименную станцию Солнцевской линии метро, станцию "Выставочная" Филевской линии метро и платформу Тестовская железнодорожной линии D1;
- "Шелепиха" (также в Пресненском районе) близ пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом. Пересадки на одноименную станцию МЦК и платформу Тестовская;
- "Хорошевская" (Хорошевский район) на пересечении Хорошевского шоссе с 4-й Магистральной улицей; Пересадка на станцию "Полежаевская" Таганско-Краснопресненской линии метро и станцию "Хорошево" МЦК;
- "ЦСКА" (также в Хорошевском районе) на Ходынском бульваре, близ спортивных объектов ЦСКА;
- "Петровский парк" (район Аэропорт) на Ленинградском проспекте, с переходом на станцию "Динамо" Замоскворецкой линии метро.
30 декабря БКЛ получила продление до "Савеловской" (районы Савеловский и Бутырский), построенной рядом с Савеловским вокзалом (D1) с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро.
В 2018-2020 годах отрезок БКЛ от "Шелепихи" до "Савеловской" эксплуатировался совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и номером 8А). В дальнейшем участок "Деловой центр" - "Шелепиха" планируется передать в состав будущей Рублево-Архангельской линии.
2020 год
27 марта 2020 года был открыт участок БКЛ протяженностью около 8 км, насчитывавший три станции:
- "Нижегородская" (район Нижегородский) на Рязанском проспекте, с пересадками на одноименные станции Некрасовской линии, МЦК и Горьковского направления Московской железной дороги (будущая линия D4);
- "Авиамоторная" (район Соколиная Гора) с выходами к шоссе и проезду Энтузиастов и пересадкой на одноименную станцию Калининской линии метро;
- "Лефортово" в одноименном районе, с выходами к улицам Солдатская, Наличная и Авиамоторная;
31 декабря 2020 года этот северо-восточный отрезок линии был продлен на север еще на одну станцию - до новой "Электрозаводской" (районы Басманный и Соколиная Гора). Она имеет выходы к Большой Семеновской улице, Семеновской набережной и Гольяновскому проезду, с нее можно пересесть на "Электрозаводскую" Арбатско-Покровской линии метро и одноименную станцию Казанского и Рязанского направлений МЖД.
До 16 февраля 2023 года включительно станции БКЛ от "Нижегородской" до "Электрозаводской" эксплуатировались в составе Некрасовской линии (на схеме обозначена розовым цветом и №15), после чего были переведены в состав большого кольца.
2021-2022 годы
1 апреля 2021 года открылся для пассажиров следующий участок БКЛ протяженностью около 4,5 км, имевший в своем составе две станции:
- "Народное Ополчение" (район Хорошево-Мневники) с выходами на проспект Маршала Жукова, улицы Демьяна Бедного и Народного Ополчения;
- "Мневники" (Хорошево-Мневники) с выходами на улицу Нижние Мневники и проезду Главмосстроя.
После открытия на этом западном участке БКЛ было организовано вилочное движение: после "Хорошевской" часть поездов следует до "Мневников", часть - до "Делового центра".
7 декабря 2021 года в пассажирскую эксплуатацию был введен фрагмент большого кольца протяженностью около 20 км, куда вошли сразу три отрезка: западный, юго-западный и южный. Для пассажиров заработали 10 станций:
- "Терехово" (Хорошево-Мневники) в срединной части Мневниковской поймы, в районе перспективной жилой застройки;
- "Кунцевская" (граница районов Кунцево и Фили-Давыдково). Построена вдоль Рублевского шоссе, между улицей Молдавская и путями линии D1 (МЦД-1), имеет пересадку на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филевской линий и линию D1;
- "Давыдково" (районы Фили-Давыдково и Можайский) на Аминьевском шоссе в районе примыкания к шоссе улицы Инициативная;
- "Аминьевская" (район Очаково-Матвеевское) - также на Аминьевском шоссе в районе пересечения с Очаковским шоссе;
- "Мичуринский проспект" (район Раменки). Построена вдоль улицы Удальцова и ее пересечения с Мичуринским проспектом, имеет пересадку на одноименную станцию Солнцевской линии;
- "Проспект Вернадского" (район Проспект Вернадского), расположена параллельно улице Удальцова. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии;
- "Новаторская" (граница районов Проспект Вернадского и Обручевский) на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов;
- "Воронцовская" (Обручевский район) между Старокалужским шоссе и улицей Профсоюзная. Пересадка на ст. - "Калужская" Калужско-Рижской линии;
- "Зюзино" (районы Черемушки и Зюзино) на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта;
- реконструированная "Каховская" (район Зюзино), которая раньше входила в состав упраздненной Каховской линии. Расположена на пересечении Чонгарского бульвара, улиц Каховка и Азовская. Пересадка на ст. "Севастопольская" Серпуховско-Тимирязевской линии.
14 декабря 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск (без пассажиров) движения на участке БКЛ между "Каховской" и "Каширской", а 30 декабря - на замыкающем участке кольца от "Каширской" до "Нижегородской".
2023 год
20 февраля началось движение поездов БКЛ с пассажирами по участку "Нижегородская" - "Электрозаводская", выведенному из состава Некрасовской линии.
1 марта в пассажирскую эксплуатацию переходят оставшиеся девять станций на южном, юго-восточном и северо-восточном участках линии:
- Реконструированная "Варшавская" (районы Нагорный, Москворечье-Сабурово), до октября 2019 года принадлежавшая упраздненной Каховской линии и расположенная на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром;
- реконструированная "Каширская" (районы Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники; также ранее относилась к Каховской линии) на пересечении Каширского шоссе с улицей Маршала Шестопалова. Имеет пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в н. в. закрытую в связи с реконструкций тоннеля;
- "Кленовый бульвар" (район Нагатинский Затон) на пересечении Кленового бульвара и Коломенской улицы;
- "Нагатинский Затон" в одноименном районе, на берегу Москвы-реки, с выходами на Коломенскую улицу;
- "Печатники" в одноименном районе, с выходами к улице Гурьянова и пересадкой на Люблинско-Дмитровскую линию и железнодорожную линию D2;
- "Текстильщики" (районы Печатники и Текстильщики), с выходами на Волгоградский проспект, Люблинскую и Шоссейную улицы. Пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро и линию D2;
- "Сокольники" в одноименном районе, с выходами на Сокольническую площадь, к улицам Стромынка, Русаковская, Сокольнический вал и др. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии метро;
- "Рижская" (районы Мещанский и Марьина Роща) с выходами на проспект Мира и Рижскую площадь, пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро и линию D2;
- "Марьина Роща" в одноименном районе, с выходами на Шереметьевскую улицу, 2-ю улицу и 5-й проезд Марьиной Рощи. Пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию метро и линию D2.
Перспектива
В перспективе к трем станциям БКЛ планируется присоединить строящиеся радиальные линии метро. Со станции "Народное Ополчение" предусмотрена пересадка на Рублево-Архангельскую линию, с "Новаторской" - на Троицкую линию, а с "Кленового бульвара" - на Бирюлевскую линию.