18 ИЮН, 13:09

Корветы проектов 20380/20385. История и характеристики

На предприятии "Северная верфь" 18 июня 2024 года состоялась церемония спуска на воду строящегося для ВМФ многоцелевого корвета "Проворный"

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июня 2024 года на предприятии "Северная верфь" прошла церемония спуска на воду строящегося для Военно-морского флота (ВМФ) России многоцелевого корвета "Проворный" - первого серийного корабля проекта 20385.

ТАСС подготовил материал об этом типе боевых кораблей.

Основные сведения

Корабли проектов 20380/20385 - серия многоцелевых корветов (сторожевых кораблей) ближней морской зоны, созданных для ВМФ России.

Из истории проекта

В результате замораживания большинства кораблестроительных программ в 1990-х годах флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2-го и 3-го рангов - сторожевики, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка строительства серии сторожевиков нового поколения проекта 12441 оказалась неудачной - заложенный в 1997 году головной корабль серии "Новик" так и не был достроен.

Cитуация усугублялась тем, что официальным приоритетом флота считалось сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил и именно они имели приоритет в финансировании.

В итоге к началу 2008 года в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) - столько же, сколько ракетных крейсеров и в 2,5 раза меньше, чем подводных ракетоносцев стратегического назначения. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков - хотя именно СКР должны обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имевшихся в наличии СКР относились к пяти разным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет.

Флоту требовалась новая серия кораблей для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод и дозорной службы. В этой ситуации в конце 1990-х годов Минобороны РФ объявило тендер на проектирование нового СКР, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" (Санкт-Петербург).

До этого ЦМКБ "Алмаз" специализировалось на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и прочих. Спроектированный им сторожевик пр. 12441 "Гром" так и не был достроен, не был реализован и подготовленный в середине 1990-х годов проект "экспортного" корвета.

Тем не менее уже в 2000 году КБ "Алмаз" представило восемь вариантов эскизных проектов сторожевого корабля 20380 (проектный шифр - "Корвет-1"), один из которых был принят заказчиком в 2001 году. В том же году утвердили технический проект, одновременно была разработана рабоче-конструкторская документация, что позволило уже в конце 2001 года произвести закладку головного СКР.

Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором - Игорь Иванов.

Конструкторы использовали при проектировании "модульный принцип", что не только снизило производственные затраты, но и обеспечивало высокий модернизационный запас корабля в течение всего жизненного цикла (30 лет). Также особое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов, новой элементной базы и прочие. Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на корабле такого небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета.

В конкурсе Минобороны РФ на право производства корветов участвовали судостроительные предприятия "Янтарь" (Калининград), "Балтийский завод" (Санкт-Петербург), "Зеленодольский завод" (Зеленодольск, Татарстан) и санкт-петербургская "Северная верфь", ставшая победителем. Сумма контракта не раскрывалась.

За создание и освоение строительства корвета пр. 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей была удостоена Премии Правительства РФ в области науки и техники за 2011 год. В число лауреатов премии вошли гендиректор "Алмаза" Александр Шляхтенко, главный инженер бюро Константин Голубев, главный конструктор корабля Игорь Иванов, генеральный директор "Северной верфи" Андрей Фомичев, заместитель главного строителя этого завода Александр Уляшев и другие специалисты.

Особенности, вооружение

Длина корветов превышает 100 м, полное водоизмещение - свыше 2 тыс. тонн. Главная энергетическая установка - двухвальная дизельная. Корветы вооружены пусковыми установками противокорабельных ракет "Уран" или "Калибр-НК" (в зависимости от модификации корабля), зенитным ракетным комплексом, артиллерийскими установками, пулеметными установками, гранатометами. Имеют противолодочную и антиторпедную защиту. На корабле может базироваться вертолет.

Модификации

  • 20380П и 20383 - проекты пограничных сторожевых кораблей (не реализованы);
  • 20382 "Тигр" - экспортный вариант, способный выполнять задачи в дальней морской зоне (не реализован);
  • 20385 - модернизация базового проекта с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением. Две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) "Уран" заменены на восьмиконтейнерный универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) для ракет "Калибр" и "Оникс". Увеличен боекомплект ЗРК "Редут". В 2011 году Министерство обороны РФ заключило с ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей проекта 20385. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 году против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
  • 20386 - проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3 400 тонн) и дальностью плавания (9 260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек). В июле 2023 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что программа строительства корветов пр. 20286 будет закрыта, дальнейшая закладка кораблей этого типа не планируется.

Серия кораблей

По состоянию на июнь 2024 года девять корветов проекта 20380 несут службу в ВМФ России, ведется строительство еще трех.

  • Головной корабль проекта 20380 "Стерегущий" (бортовой номер 530, заводской - 1001) был заложен 21 декабря 2001 года на "Северной верфи", спущен на воду 16 мая 2006 года, в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 года.
  • Первый серийный корвет - "Сообразительный" (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 года на "Северной верфи", спущен на воду 31 марта 2010 года, в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 года.
  • "Бойкий" (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 года на "Северной верфи", спущен на воду 15 апреля 2011 года, в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 года
  • "Совершенный" (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 года на Амурском судостроительном заводе" (далее - Амурский ССЗ) в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 22 мая 2015 года, в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 года.
  • "Стойкий" (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 года на "Северной верфи", спущен на воду 30 мая 2012 года, в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 года
  • "Громкий" (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 года на Амурском ССЗ, спущен на воду 28 июля 2017 года, передан флоту 19 декабря 2018 года Андреевский флаг на корабле поднят 25 декабря того же года. В составе Тихоокеанского флота.
  • "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 года, выведен со стапеля и поставлен в достроечный док 12 сентября 2019 года. Корвет назван в честь матроса с миноносца "Быстрый" Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 года предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 года Алдар Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. 25 декабря 2020 года корабль вошел в состав Тихоокеанского флота.
  • "Резкий" (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 года на Амурском ССЗ, 1 июля 2021 года торжественно выведен из стапельного цеха и поставлен в транспортно-спусковой док, 14 сентября 2023 года вошел в состав Тихоокеанского флота.
  • "Меркурий" (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 года на "Северной верфи" под именем "Ретивый", был спущен на воду 12 марта 2020 года, переименован в октябре 2021 года, принят в состав ВМФ 13 мая 2023 года. Построен для Черноморского флота.
  • "Строгий" (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 года на "Северной верфи".
  • "Грозный" (заводской номер 2105) заложен 23 августа 2021 года на Амурском ССЗ.
  • "Бравый" заложен 29 сентября 2021 года на Амурском ССЗ.

По переработанному проекту 20385 построен один корабль, еще пять строятся:

  • "Гремящий" (заводской номер 1005) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2012 года, спущен на воду 30 июня 2017 года. Передан Тихоокеанскому флоту 29 декабря 2020 года.
  • "Проворный" (заводской номер 1006) заложен на "Северной верфи" 25 июля 2013 года, вывод из эллинга состоялся в сентябре 2019 г. 17 декабря 2021 года на строящемся корвете произошел пожар, при котором была повреждена надстройка судна, корпус корабля не пострадал. 18 июня 2024 года состоится спуск на воду.
  • "Буйный" (заводской номер 2107) заложен 23 августа 2021 года на Амурском ССЗ.
  • "Разумный" заложен 12 июня 2022 года на Амурском ССЗ.
  • "Быстрый" заложен 1 июля 2022 года на Амурском ССЗ.
  • "Ретивый" заложен 9 июня 2023 года на Амурском ССЗ.

Еще один корвет строится на "Северной верфи" по проекту 20386:

  • Корабль с заводским номером 1009 заложен 28 октября 2016 года как "Дерзкий", позднее получил название "Меркурий", однако затем ему было возвращено имя, данное при закладке.
Читать на tass.ru
Теги