Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс-АМ7". Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К" (эксплуатировалась в 1967-2012 гг.). Разработчик и изготовитель - Государственный космический научно- производственный центр им. М.В. Хруничева (Москва). Предназначен для выведения в космос автоматических космических аппаратов.
Представляет собой трехступенчатую ракету-носитель тяжелого класса. Длина - 56,2 м, стартовая масса - до 702 т. Оснащен системой управления на основе бортовой цифровой вычислительной машины "Бисер-3" разработки Научно- производственного центра автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина (Москва). Применение на носителе головных обтекателей диаметром 4,35 и 5,1 м позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза, а также использовать разгонные блоки: "Бриз-М" и кислородно- водородный разгонный блок (КВРБ). В первой ступени применяются шесть жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) РД-275 производства НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко (Химки, Московская область), во второй - три ЖРД РД-0210 и один РД-0211 Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА; Воронеж), в третьей - РД-0213 и РД-0214 (КБХА). В качестве основного компонента топлива во всех ступенях используется гептил.
Запуски проводятся с космодрома Байконур (Казахстан). Ракета способна выводить на опорную орбиту груз массой до 22 т, с разгонным блоком "Бриз-М" - на геопереходную орбиту и свыше 6 т, на геостационарную - до 3,7 т.
Коммерческую эксплуатацию "Протона-М" на международном рынке космических услуг осуществляет совместное российско- американское предприятие International Launch Services Inc. (ILS; Рестон, шт. Вирджиния, США; контрольный пакет принадлежит ГКНПЦ).
Впервые ракета стартовала 7 апреля 2001 г., на орбиту был выведен спутник телевещания "Экран-М". Первый коммерческий запуск носителя состоялся 30 декабря 2002 г. с канадским космическим аппаратом Nimig-2. Всего осуществлено 89 запусков, в том числе 62 коммерческих. За время эксплуатации "Протона-М" произошло четыре аварии и пять нештатных ситуаций. В том числе аварийным был запуск 16 мая 2014 г. (с "Бриз-М"): не удалось вывести на орбиту спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Головная часть (разгонный блок и спутник) не успела отделиться от "Протона-М" и вместе с ракетой сгорела в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. Причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени носителя. В ходе предыдущего запуска 1 февраля 2015 г. с "Бризом-М" на орбиту был выведен спутник связи Inmarsat-5 F2, принадлежащий глобальному оператору мобильной спутниковой связи Inmarsat (Лондон, Великобритания).
Космический аппарат "Экспресс-АМ7" разработан европейской компанией Airbus Defence and Space (Airbus DS; бывшее - EADS Astrium; Париж, Франция) на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 (эксплуатируется с 2004 г.). Создан по заказу российского национального оператора спутниковой связи "Космическая связь" (Москва) в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.". Общая стоимость проекта по созданию, запуску и последующей эксплуатации "Экспресс-АМ7" составляет 8,3 млрд рублей. Масса аппарата - 5,72 т, мощность источника питания - 18 киловатт, срок активного существования - 15 лет. Спутник предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, мультимедиа и широкополосного доступа в интернет. Обеспечит покрытие территории России (за исключением Дальнего Востока) и стран СНГ, также в зону охвата войдет Европа, Северная и Южная Африка, Южная Азия.