Аварии и нештатные ситуации при запусках российской ракеты-носителя "Протон-М". Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Впервые ракета-носитель "Протон-М" стартовала 7 апреля 2001 г. С тех пор осуществлен 91 запуск (все с космодрома Байконур; с учетом аварийного 16 мая 2015 г.). Из них 81 успешный, 5 аварийных и 5 нештатных.
28 февраля 2006 г. "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз- М" не смог вывести на расчетную орбиту телекоммуникационный спутник ArabSat-4A ("АрабСат-4А"; Саудовская Аравия). Нештатный запуск произошел из-за неполного цикла работы двигателя разгонного блока - при втором включении вместо положенных по программе 1851 секунды он отработал 1613. По одной версии, это произошла из-за попадания посторонней частицы в гидротурбину бустерного насоса маршевого двигателя С5.98М, по другой - из-за разрушения подшипника в турбонасосном агрегате двигателя.
6 сентября 2007 г. аварией завершился запуск японского телекоммуникационного JCSat-11 ("Джи-си-сат-11"). На 135-й секунде полета произошло преждевременное выключение двигателей второй ступени "Протона-М" (был оснащен разгонным блоком "Бриз-М"). Вторая и третья ступени упали в 50 км к юго-западу г. Джезказган (Казахстан). За экологический ущерб Россия выплатила Казахстану 2,5 млн долл. Выяснилось, что из-за некачественной изоляции был поврежден кабель электрической цепи пироболтов разделения первой и второй ступеней. В результате разделения ступеней не произошло и двигатели второй ступени не смогли отработать в штатном режиме.
15 марта 2008 г. ракета-носитель не смогла вывести на расчетную орбиту американский спутник связи АМС-14 ("Эй-эм- си-14"). Двигатель разгонного блока "Бриз-М" отработал 1933 секунды вместо 2066 положенных и космический аппарат вышел на нерасчетную орбиту. Причиной стало разрушение трубопровода подачи генераторного газа в турбонасосный агрегат двигателя С5.98М.
5 декабря 2010 г. аварией завершился запуск "Протона-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными спутниками "Глонасс-М". Ракета, разгонный блок и космические аппараты упали в Тихий океан. Причиной нештатной ситуации стала ошибка в расчетах, из-за которой в ДМ-03 залили на 1,5 т жидкого кислорода больше, чем требовалось.
18 августа 2011 г. ракета-носитель с разгонным блоком "Бриз-М" не смогла вывести на расчетную орбиту спутник связи "Экспресс-АМ4". Это произошло из-за сбоя в работе разгонного блока. Связь с космическим аппаратом была утеряна, 25 марта 2012 г. он был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане. Из-за нештатной ситуации не было переведено на цифровое вещание 19 российских регионов.
6 августа 2012 г. "Протону-М" не удалось вывести на заданные орбиты два спутника связи - российский "Экспресс- МД2" и индонезийский Telkom-3 ("Телком-3"). Роскосмос официально признал, что космические аппараты потеряны. Причиной нештатной ситуации стал сбой в работе разгонного блока "Бриз-М": маршевая двигательная установка отключилась через 7 секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд.
8 декабря 2012 г. при выведении на орбиту "Протоном-М" с разгонным блоком "Бриз-М" спутника связи "Ямал-402" произошла нештатная ситуация: аппарат отделился от разгонного блока на 4 минуты раньше запланированного. Нужной орбиты "Ямал-402" достиг с помощью собственной двигательной установки.
2 июля 2013 г. аварией завершился запуск ракеты, оснащенной разгонным блоком ДМ-03. В результате были потеряны три навигационных спутника "Глонасс-М". На 17-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей ракеты и она вместе с космическими аппаратами упала в 2,5 км от стартового комплекса. Пострадавших не было. Причина ЧП - неправильная установка трех из шести датчиков угловых скоростей (помогают контролировать положение ракеты в пространстве) при сборке "Протона-М" на предприятии- изготовителе, в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
16 мая 2014 г. в результате аварийного запуска "Протона- М" с разгонным блоком "Бриз-М" был потерян спутник связи "Экспресс-АМ4Р". На 545-й секунде полета у ракеты отказал рулевой двигатель третьей ступени, в результате чего головная часть в составе разгонного блока и спутника не успела отделиться от носителя. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы. Авария произошла из-за неисправности, которая привела к разрушению крепления подшипника турбонасосного агрегата третьей ступени ракеты (были допущены нарушения при сборке агрегата).