Что известно об Арктическом совете и деятельности России в этой организации
Посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов заявил, что Россия вернется к взносам в Арктический совет при возобновлении его полноценной работы с участием всех стран-членов
ТАСС-ДОСЬЕ. Россия вернется к взносам в Арктический совет (АС) при возобновлении его полноценной работы с участием всех стран-членов, об этом 14 февраля заявил ТАСС посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов, являющийся старшим должностным лицом в АС от России. В марте 2022 года, в период председательства России в АС, остальные страны-члены отказались принимать участие в заседаниях Совета, а в июне приняли решение возобновить работу без России, что МИД РФ назвал нелигитимным. В мае 2023 года председательство в Совете перешло к Норвегии.
ТАСС подготовил материал об истории этой организации и деятельности в ней РФ.
Совет
Арктический совет (АС; Arctic Сouncil) - межправительственная организация арктических государств, наиболее авторитетный орган по международному взаимодействию в Арктике. Действует с 1996 года. Главные направления деятельности - защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия, включая морское, разработка мер по поиску и спасению в Арктике, всесторонняя поддержка развития коренных народов региона. Членами являются Дания (благодаря входящему в ее состав острову Гренландия), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.
Создание
История этого объединения началась в 1989 году, когда представители восьми арктических стран по инициативе правительства Финляндии встретились в Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике. По мере развития сотрудничества между этими государствами возникла необходимость создания собственной организации. Официально Арктический совет был учрежден на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 года.
Членство
В Арктический совет, помимо восьми стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят так называемые постоянные участники. Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений Совета.
Кроме того, Арктический совет предоставляет статус наблюдателя неарктическим государствам, межправительственным и межпарламентским организациям, а также неправительственным организациям. Наблюдатели участвуют в деятельности Совета на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Сейчас статус наблюдателя имеют 13 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Швейцария и Япония; в ноябре 2020 года заявку подала Эстония), 12 неправительственных организаций (среди них Консультативный комитет по защите морей, Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет) и 13 межправительственных организаций (в том числе Программа ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Европейская экономическая комиссия ООН и Программа развития ООН). В 2013 году на заседании АС было одобрено предоставление этого статуса Евросоюзу, однако окончательное решение принято не было, тем не менее ЕС может принимать участие в работе АС в этом качестве (РФ выступала против "двойного представительства" Евросоюза в АС, указывая на то, что такой статус имеют несколько стран-членов сообщества).
Руководство
Основным мероприятием в рамках АС является заседание на министерском уровне (Ministerial Meeting; страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года (с 1998 года). На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности организации, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране (обычно в мае; символом председательства является березовый молоток, изготовленный в соответствии с традициями коренных народов Севера). Так, в 2013-2015 годах председательствовала Канада, в 2015-2017 годах - США, в 2017-2019 годах. - Финляндия, в 2019-2021 годах - Исландия. Россия возглавляла организацию в 2004-2006 годах и 2021-2023 годах.
Текущими вопросами и подготовкой сессий занимается Комитет старших должностных лиц (представители государств-членов в АС, обычно это сотрудники МИД), который проводит заседания раз в полгода. Постоянный секретариат находится в Тромсё (Норвегия; до 2013 года он располагался в стране, осуществляющей председательство).
Деятельность
Арктический совет ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по следующим направлениям: устранение загрязнения в Арктике; мониторинг арктической среды; сохранение арктической флоры и фауны; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; защита арктической морской среды; устойчивое развитие.
В 2014 году при Арктическом совете был создан независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Его секретариат расположен в Тромсё. Россию в АЭС представляют Росатом, "Норильский никель", газовая компания "Новатэк", угледобывающая "Северная звезда" и мобильный оператор "Мегафон".
В октябре 2015 года в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии. В апреле 2021 года в онлайн-формате прошли первые совместные учения стран-участниц Форума (Arctic Guardian) по реагированию на гуманитарную катастрофу, возникшую из-за загрязнения арктических вод нефтью.
Большое внимание уделяется программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона. Ведется информационно-просветительская деятельность по продвижению знаний в области изменения климата и оказанию помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям. Также реализуются проекты в таких областях, как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций.
В компетенцию Совета не входят вопросы военной безопасности (тем не менее до 2013 года в рамках АС проходили встречи начальников генштабов арктических государств с целью укрепления доверия и взаимопонимания).
Финансирование
Проекты финансируют сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды. В 2014 году начал действовать Инструмент поддержки проектов Арктического совета (ИПП). Он финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Проекты должны соответствовать ряду условий, в частности, быть типовыми. Средства предоставляются членами и наблюдателями АС и другими заинтересованными сторонами, распорядителем средств является Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). В настоящее время ИПП располагает €13 млн. Они были предоставлены Исландией, Норвегией, Россией (внесла в 2014-2015 годах крупнейшую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, НЕФКО, а также саамскими парламентами (выборные органы саамов в странах их проживания). Средства могут предоставлять и другие государства и организации.
На территории России с помощью ИПП были запущены такие проекты, как "Валдай" и "Тундра"(в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи, поступающих в атмосферу вследствие работы электростанций, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).
Документы
В рамках Арктического совета было подписано три юридически обязывающих документа:
- соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, май 2011 года);
- соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 года);
- соглашение об усилении международного научного сотрудничества в Арктике (10-я министерская встреча, Фэрбанкс, Аляска, США, май 2017 года; регулирует такие вопросы, как облегчение доступа ученых к исследовательским центрам в Арктике, доставку научного оборудования и материалов, подготовку молодых исследователей и научные обмены).
В апреле 2015 года на министерской встрече в Икалуите (Канада) были приняты рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.
Россия в Арктическом совете
Российская часть Арктики включает Мурманскую область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, северные муниципальные образования Архангельской области, Республики Карелия, Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутии), а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и входящие в состав РФ. По словам Николая Корчунова, в арктической зоне России производится более 10% ВВП и 20% российского экспорта.
В России проживают представители 40 коренных народов Арктики (всего примерно 2,5 млн человек). В числе наиболее крупных долганы, нганасаны, ненцы, саамы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и юкагиры. Согласно Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, приоритетными направлениями деятельности в регионе являются повышение качества жизни местного населения, рост экономики, развитие Северного морского пути как глобального транспортного коридора (маршрут через него почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток).
Деятельность России в АС
Основными целями международного сотрудничества в Арктике в рамках АС Россия считает укрепление добрососедских отношений с приарктическими государствами; активизацию экономического, научно-технического и культурного взаимодействия; создание единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий; содействие эффективному использованию Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции РФ.
Во время председательства в АС в 2004-2006 годах Россия инициировала порядка 70 проектов в экономической, природоохранной и социальной областях (в том числе по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины). Развивалось взаимодействие в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф и контроля за радиационной обстановкой. По предложению РФ было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное прежде всего на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Севера. Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран - участниц АС, - "Электронная память Арктики" (соглашение по проекту было подписано в 2006 году).
Позже Россия выступила соавтором первого обязывающего документа АС - соглашения по поиску и спасению в Арктике (подписано в мае 2011 года). В 2013-2016 годах Россия вместе с США и Швецией возглавляла целевую группу по укреплению научного сотрудничества. В ее рамках было разработано соглашение, направленное на расширение доступа ученых разных стран в Арктику (подписано в мае 2017 года). Россия внесла значительный вклад в подготовку 400-страничного атласа-справочника "Арктические рыбы Тихого океана", который содержит информацию по более 100 видам рыб (издан в июле 2016 года).
Один из значимых гуманитарных проектов с российским участием был утвержден в апреле 2017 года. Он направлен на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, представляющих коренные народы Севера. Преподавание истории и культуры, родного и государственного языков ведется без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности. В числе последних проектов, инициированных Россией, составление экологических карт лесных пожаров в Арктической зоне и базы данных по арктическому судоходству, оценка влияния выбросов черного углерода на здоровье местного населения.
В 2021 году председательство вновь перешло к России. После "временной заморозки" полноформатной деятельности Совета со стороны западных арктических государств в марте 2022 года. РФ переориентировала программу своего председательства на развитие северных регионов страны. Так, в 2021-2023 годах было проведено порядка 90 разных мероприятий в 24 городах и населенных пунктах, в том числе во всех девяти регионах арктической зоны РФ. Первоочередное внимание было уделено вопросам развития коренных народов и проблемам изменения климата. Состоялись несколько мероприятий с участием экспертов из дружественных стран, в том числе КНР, Индии, Монголии, Бразилии, Белоруссии, Казахстана. Мероприятия арктического трека впервые прошли на полях Петербургского экономического форума и Восточного экономического форума. Была запущена подготовка проектов "Цифровизация языкового и культурного наследия языков коренных народов Арктики", "Арктический инновационный продовольственный кластер", "Молодежь коренных народов", "Культура питания и перемены в Арктике" и других.
Россия передала Норвегии полномочия председателя в Арктическом совете в ходе 13-й сессии этой международной организации, которая состоялась 11 мая 2023 года в Салехарде.