Операция "Тринити". Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Алексей Исаев/. 16 июля 1945 г. в США состоялось первое в мире испытание ядерного оружия на полигоне Аламогордо в штате Нью-Мексико. Операция по испытанию бомбы получила кодовое наименование "Троица" (Trinity). Планирование операции началось еще весной 1944 г. Сложная теория ядерной реакции и сомнения в правильности конструкции атомной бомбы требовали проверки перед первым боевым применением. При этом вначале рассматривался вариант несрабатывания бомбы, взрыва без запуска цепной реакции или же взрыва слабой мощности. Для сохранения хотя бы части дорогостоящего плутония и устранения угрозы заражения местности этим крайне ядовитым веществом американцы заказали большой прочный стальной контейнер, способный выдержать взрыв обычного взрывчатого вещества.
По своей конструкции испытываемая бомба относилась к так называемому имплозивному типу т.е. представляла собой плутониевый шар, окруженный сферой из обычной взрывчатки. Строго одновременный подрыв элементов сферы приводил к обжатию плутониевого шара и ядерному взрыву. 150-тонный стальной контейнер был заказан у фирмы, производившей паровые котлы, и доставлен на полигон на специально построенном многоосном прицепе. За циклопические размеры его прозвали "Джамбо" (Jumbo, англ. "Здоровяк"). Однако чем ближе был день испытаний, тем больше была уверенность физиков в том, что бомба сработает штатно и будет иметь достаточную силу взрыва. В этой ситуации массивные части контейнера могли не успеть испариться и при разлете представляли бы дополнительную опасность.
Для испытания заранее подбирали малонаселенный район США, причем одним из условий было отсутствие в нем индейцев. Вызвано это было не расизмом или секретностью, а сложными взаимоотношениями руководства "Манхэттенского проекта" ("Manhattan Project", в рамках которого разрабатывалось ядерное оружие) с Бюро по делам индейцев. В итоге в конце 1944 г. был избран район Аламогордо в штате Нью-Мексико, находившийся в ведении авиационной базы, хотя сам аэродром был расположен вдали от него.
Первоначально испытание было назначено на 4.00 утра 16 июля. Диктовался такой выбор времени соображениями секретности. В это время суток мало кто бодрствует, и взрыв могло бы заметить минимальное число посторонних. Одной из важных забот в подготовительный период испытаний была погода. Почти до последнего момента никто из организаторов эксперимента не задумывался о радиоактивных осадков, однако один из ученых указал на эту опасность. Взрыв желательно было произвести в хорошую погоду, в безветрие или при ветре в строго определенном направлении. Образовавшееся облако не должно было появиться над густо населенными районами прежде, чем его радиоактивность достаточно уменьшится в нужной степени ввиду распада продуктов ядерной реакции.
Проекту "Манхэттен" выделили лучших синоптиков, но они ошиблись, и в назначенный день небо было затянуто облаками, шел небольшой дождь. Это сразу создало нервозную обстановку. Во-первых, перенос испытаний потребовал бы проверки множества электрических соединений бомбы и сопутствующей аппаратуры. Во-вторых, американцами фактически уже было принято решение об использовании бомбы против Японии, и каждый день отсрочки означал затягивание войны. В итоге, взвесив все "за" и "против", испытание отложили, но всего на полтора часа.
Ядерная бомба была установлена на 30-метровую стальную вышку. Это было сделано с учетом предполагаемого использования боевого ядерного заряда в авиабомбах. Также подрыв в воздухе максимизировал воздействие взрыва на цель. Сама бомба получила кодовое наименование "Гаджет", ныне широко использующееся для обозначения электронных приборов. Делящиеся материалы, две плутониевые полусферы были установлены в "Гаджете" в последний момент.
Взрыв, знаменовавший собой начало ядерной эры, прогремел в 5 часов 30 минут утра по местному времени 16 июля 1945 г. Тогда никто не мог однозначно предсказать, что произойдет при ядерном взрыве и накануне вечером один из участвовавших в Манхеттенском проекте физиков, Энрико Ферми, даже спорил о том, подожжет ли ядерная бомба атмосферу Земли, вызвав рукотворный Апокалипсис. Другой физик, Роберт Оппенгеймер, наоборот, пессимистично оценивал силу будущего взрыва всего в 300 тонн в тротиловом эквиваленте. Оценки разнились от "пустышки" до 18 тыс. т. Однако без наиболее устрашающих последствий в виде подожженной атмосферы обошлось. Все участвовавшие в испытании отмечали яркую вспышку взрыва бомбы, залившую ослепительным светом все вокруг. Взрывная волна в отдалении от точки взрыва, напротив, несколько разочаровала военных. На самом деле сила взрыва была чудовищной и гигантский 150-тонный контейнер "Джамбо" был легко им опрокинут. Даже далеко от полигона жители были взбудоражены ужасающей силой взрыва на нем.
Со слабой взрывной волной связан своеобразный метод измерения силы взрыва. Ферми взял клочки бумаги и держал их в руке на определенной высоте, которую заранее измерил. Когда подошла ударная волна, он разжал кулак и дал ударной волне смести клочки бумаги с ладони. Измерив затем расстояние, на которое они отлетели, физик наскоро прикинул на логарифмической линейке силу взрыва. Обычно утверждается, что расчет Ферми в точности совпал с данными, полученными позднее на основе показаний сложных приборов. Однако оценка совпала лишь на фоне разброса предварительных предположений от 300 т до 18 тыс. т. Рассчитанная по показаниям прибора сила взрыва на испытании "Тринити" составила около 20 тыс. т. США получили устрашающее оружие, которое использовалось как в политической игре, причем уже на Потсдамской конференции, так и в двух ударах по Японии 6 и 9 августа 1945 г.