Что известно о скоростной автомобильной дороге М-11 "Нева"
Трасса становится непрерывной на всем протяжении от Москвы до Санкт-Петербурга
ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июля 2024 года президент России Владимир Путин принимает участие в церемонии, на которой в строй вводится последний пусковой участок скоростной автомобильной трассы М-11 "Нева" на северном обходе Твери. Трасса становится непрерывной на всем протяжении от Москвы до Санкт-Петербурга.
ТАСС подготовил материал об этой автодороге.
М-10, проектирование М-11
Существующая бесплатная автомобильная дорога М-10 между Санкт-Петербургом и Москвой в основном проходит по маршруту почтового тракта, построенного в первой половине XVIII века. Его маршрут с самого начала пролегал более чем через 60 населенных пунктов. На значительной протяженности М-10 является двухполосной или трехполосной (по полосе в каждую сторону и чередующаяся полоса для обгона), имеет большое число одноуровневых примыканий и пересечений с другими дорогами. Среднее время в пути по ней может достигать 10 часов с учетом пробок.
Предложения о строительстве нового шоссе между Москвой и Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) впервые были включены в Генеральный план развития Москвы 1971 года. В 1994 году на международной Панъевропейской конференции по транспорту на о. Крит планируемую дорогу включили в Девятый международный транспортный коридор Финляндия - Россия - Украина - Молдавия - Румыния - Греция. Строительство автомагистрали было заложено в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", принятую правительством РФ 5 декабря 2001 года.
В декабре 2003 года во время посещения Санкт-Петербурга президент РФ Владимир Путин поддержал идею создания новой автотрассы. 13 апреля 2004 года появилось поручение главы государства "Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург". В сентябре 2004 года заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин сообщил, что будущая автомагистраль станет платной, строить ее будет государственное акционерное общество "Платные автомобильные дороги". В октябре того же года министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что строить и эксплуатировать магистраль планируется в рамках частно-государственного партнерства. 29 декабря 2004 года правительство РФ распорядилось начать разработку предпроектной документации. Стоимость новой дороги тогда оценивали в 150-180 млрд рублей. В 2006-2008 годах была окончательно определена будущая трасса автодороги, получившей индекс М-11.
С 17 июля 2009 года заказчиком строительства выступала государственная компания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор").
Строительство автомагистрали разбито на несколько пусковых участков, реализуемых в рамках концессий или долгосрочных инвестиционных соглашений. Первыми в 2014 году были запущены обход Вышнего Волочка (258-334 км трассы) в Тверской области и участок от МКАД до Солнечногорска (15-58 км).
В 2019 году завершилось строительство всей трассы, за исключением северного обхода Твери: на этом участке машины съезжали на М-10, а затем следовали по реконструированному отрезку бесплатного южного обхода Твери.
27 ноября 2019 года, открывая участок трассы под Санкт-Петербургом, президент РФ Владимир Путин сообщил, что М-11 получит обозначение "Нева".
Строительство Северного обхода Твери стартовало в 2022 году. Первая половина обхода была открыта 28 декабря 2023 года - участок от Медного до развязки с Р-132 "Золотое кольцо".
Общие характеристики трассы
Общая длина М-11 - 669 км. Она начинается от Московской кольцевой автодороги (МКАД) и является продолжением Московского скоростного диаметра. В Петербурге М-11 заканчивается у Кольцевой автодороги (КАД), с нее можно свернуть на другую платную дорогу - Западный скоростной диаметр. В основном М-11 проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10 "Россия" и пересекает ее на 49-м, 58-м, 208-м, 258-м, 334-м, 543-м километрах с устройством транспортных развязок на разных уровнях. Это позволяет переключать движение транспортных потоков с М-10 "Россия" на скоростную автомагистраль и наоборот. М-10 остается бесплатным дублером новой дороги.
Проектная скорость - 150 км/ч, но на открытых участках максимальный скоростной режим установлен в 110-130 км/ч. Количество полос движения варьируется от 10 в Подмосковье до 8 - на подъезде к Санкт-Петербургу и 4-6 - на остальных участках. Потоки автомобилей разделены отбойниками, на большинстве участков установлено или планируется освещение. Всего на трассе 37 развязок и более 340 искусственных сооружений (мостов, эстакад, скотопрогонов). Среди крупнейших мостов на трассе - через Волгу в Тверской области (738 м), через Волхов (742 м) и Мсту (720 м) в Новгородской области.
Итоговая стоимость строительства М-11 без северного обхода Твери составила 520 млрд рублей. Северный обход Твери обошелся в 74 млрд рублей.
Трасса на всей своей протяженности находится в доверительном управлении у ГК "Автодор". Оператором большинства участков М-11 по соглашениям с концессионерами и владельцами является ООО "Объединенные системы сбора платы".
Стоимость проезда
В 2014 году планировалось, что поездка на легковом автомобиле от Москвы до Санкт-Петербурга по М-11 может обойтись в общей сложности в 1 500 рублей. В марте 2018 года глава "Автодора" Сергей Кельбах сообщил журналистам, что после завершения строительства проезд по всей трассе будет стоить "в пределах 2 тыс. рублей", а по времени займет не более 5,5 часа. До открытия последнего участка в Тверской области стоимость проезда по трассе составляла от 3 650 рублей (для легкового автомобиля во внепиковое время без учета скидок за проезд по транспондеру) до 11 070 рублей (для крупногабаритных транспортных средств в пиковые часы без скидок).
Взимание платы осуществляется на специальных пунктах, оборудованных шлагбаумами.