Подводная лодка Российского императорского флота "Сом"
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Подводная лодка "Сом" - экспериментальная, затем головная в серии субмарина, разработанная под руководством американского инженера Артура Леопольда Буша. Построена в 1901-1902 годах по проекту Holland VIIR на верфи Crescent Shipyard в Элизабете, шт. Нью-Джерси, США.
Заложена в 1901 году под именем Fulton, спущена на воду 2 июня 1901 года. До 1904 года в рекламных целях проходила испытания в США. 28 апреля 1902 года вышла в Чесапикскую бухту, где произошла авария - на борту лодки из-за электрической искры взорвался скопившийся в прочном корпусе "гремучий газ" (смесь водорода и кислорода). В результате ожоги и отравления получили командир, четверо подводников и австрийский морской офицер.
28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт- Петербург) была приобретена Российским императорским флотом. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства зачислена в состав Сибирской флотилии под именем "Сом". В июле 1904 года лодка в частично разобранном виде была доставлена пароходом из Нью-Йорка в Кронштадт и к 6 сентября достроена на Невском заводе. 26 сентября субмарина вступила в строй, в октябре прошла испытания в Морском канале.
В связи с началом Русско-японской войны в декабре 1904 года доставлена железной дорогой во Владивосток, 1 января 1905 года зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров. В феврале 1905 года подлодка приведена в боевую готовность. До окончания Русско-японской войны успела совершить в окрестностях Владивостока несколько боевых походов под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого.
В 1913 года прошла капитальный ремонт, вместо бензинового был установлен дизельный двигатель.
В декабре 1914 года - январе 1915 года перевезена из Владивостока в Севастополь. Вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского флота. Совершила несколько выходов в составе отряда судов, сформированного для обороны Одессы.
В августе - сентябре 1915 года перевезена в Петроград, где пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах базировалась в Мариенхамне (ныне территория Финляндии). Несла дозорную службу в южной части Ботнического залива.
10 мая 1916 года в 4 часа утра, осуществляя патрулирование в районе Аландских островов (в то время входивших в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland ("Ингерманланд"). По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу.
Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась. Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту "Сома" погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (2 офицера и 16 матросов).
Летом 2014 года шведские дайверы-энтузиасты из команды Ocean X Team обсуждали на интернет-форуме обнаружение в районе крушения остатков подводной лодки, предположительно, принадлежавшей Российскому императорскому флоту.
27 июля 2015 года участники Ocean X Team оповестили о своей находке вооруженные силы Швеции. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружена именно субмарина "Сом".
Подлодка "Сом" имела корпус веретенообразной формы с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормы, с легкой надстройкой. Длина корабля - 19,3 м, ширина - 3,5 м, средняя осадка - 2,9; надводное водоизмещение - 105 т, подводное - 120 т. Предельная глубина погружения - 30 м; надводная скорость - 8,5 узлов, подводная - до 6 узлов.
Могла находиться под водой до 15 часов; автономность плавания - 8 суток. Экипаж - 18-22 человека. Первоначально лодка оснащалась бензиновым двигателем внутреннего сгорания мощностью 160 лошадиных сил и гребным электромотором (70 лошадиных сил). Вооружение состояло из одного носового торпедного аппарата калибра 457 мм (боезапас - 3 торпеды). С 1915 года лодки данной серии в составе Балтийского флота были дополнительно вооружены орудиями калибра 37 мм.
В 1904-1907 годах Невский судостроительный завод по лицензии, приобретенной у компании Electric Boat (ныне - General Dynamics Electric Boat), построил для русского флота еще шесть подводных лодок данного проекта: "Щука", "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Судак". Они участвовали в Первой мировой войне, находились в боевом строю до конца 1916 года, в 1918 годах были захвачены войсками Германии на базах в Балтийском и Черном морях.