Что известно о поездах Allegro
Финский государственный железнодорожный оператор VR 22 августа 2024 года сообщил, что поезда Allegro, принадлежавшие совместному предприятию VR и РЖД, с конца 2025 года будут курсировать внутри Финляндии
ТАСС-ДОСЬЕ. 22 августа 2024 года финский государственный железнодорожный оператор VR сообщил, что поезда Allegro, принадлежавшие совместному предприятию VR и РЖД, с конца 2025 года будут курсировать внутри Финляндии. РЖД назвали решение VR незаконным и упомянули, что финская компания за неисполнение решений судов уже накопила неустойку в размере 552 млн рублей.
ТАСС подготовил материал об этих поездах и их эксплуатации на линии Санкт-Петербург - Хельсинки в 2010-2022 годах.
История ж/д-сообщения между двумя городами
Железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом (ныне Хельсинки) через Выборг открылось 11 сентября 1870 года. Длина линии - 440 км.
В советское время регулярное пассажирское сообщение между СССР и Финляндией неоднократно прерывалось вплоть до середины 1970-х. Но уже в 1974 году в расписание на постоянной основе был введен поезд 33/34 "Илья Репин", связавший Ленинград и Хельсинки. Расстояние между двумя городами он преодолевал за 6-7 часов.
Переговоры о введении скоростных поездов
Переговоры о скоростном движении поездов между Россией и Финляндией начались в 1992 году. Тогда Управление государственных железных дорог Финляндии (в 1995 году преобразовано в VR Group) объявило о контракте на покупку в Италии 25 скоростных поездов типа Pendolino (от ит. Pendolo, "маятник") для внутренних маршрутов, при этом финские железнодорожники предложили запустить их и в Санкт-Петербург. В том же году вместе с поездом "Илья Репин" по тому же маршруту был запущен поезд 35/36 Sibelius, составленный из обычных, нескоростных финских вагонов.
В марте 1996 года в Санкт-Петербург впервые прибыл для испытаний опытный состав скоростного поезда типа Pendolino, который в то время находился в Финляндии в тестовой эксплуатации. Тогда запуску поездов помешало отсутствие средств на подготовку инфраструктуры и необходимость сертификации поездов в России.
Вопрос о скоростном ЖД-сообщении в сентябре 2001 года обсуждался в ходе официального визита в Финляндию президента РФ Владимира Путина.
Переговоры возобновились в октябре 2004 года, после преобразования Министерства путей сообщения РФ в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Тогда же было объявлено, что для запуска скоростных поездов РЖД и VR Group создадут совместную компанию, а стоимость проекта для российской стороны составит порядка 40 млрд рублей.
Karelian Trains
Соглашение между РЖД и VR Group было заключено 23 ноября 2006 года, в конце того же года в Финляндии была зарегистрирована совместная компания с равными долями финской и российской сторон - Karelian Trains.
В рамках проекта РЖД реконструировали участок на территории России (153 км), а VR Group - в Финляндии (283 км). Стоимость реконструкции российского участка под скоростное движение составила 79,7 млрд рублей, из них 51,7 млрд выделили РЖД, а 28 млрд - Инвестиционный фонд РФ. Часть из этих средств потрачены на строительство новой 65-километровой железнодорожной линии Лосево - Каменногорск для переноса на нее грузового движения, создающего помехи скоростным поездам.
5 сентября 2007 года было объявлено, что контракт на изготовление поездов для эксплуатации на линии получила французская компания Alstom. Контракт стоимостью €120 млн включал в себя четыре адаптированных поезда типа Pendolino с опционом еще на два состава. В том же году было объявлено, что поезда получат название Allegro. Их сертификационные испытания прошли в России в 2010 году.
По договору, скоростные поезда Allegro были изготовлены специально для перевозок пассажиров между Санкт-Петербургом и Хельсинки и должны эксплуатироваться на этом маршруте до 2041 года.
Первый рейс
Первый рейс Allegro состоялся 12 ноября 2010 года из Хельсинки в Санкт-Петербург. На нем в числе первых пассажиров проехали премьер-министр РФ Владимир Путин и президент Финляндии Тарья Халонен.
Поезда Allegro
Всего для проекта было изготовлено 4 состава типа Pendolino. Отличительная особенность типа - система наклона кузова, позволяющая проходить повороты без снижения скорости. Pendolino были разработаны в Италии железнодорожным подразделением корпорации Fiat, с 2000 года входящим в состав концерна Alstom. В настоящее время различные модификации поездов Pendolino эксплуатируются на железных дорогах 14 стран.
Поезда Allegro отличались от обычных поездов Pendolino, эксплуатирующихся в Финляндии. Они были основаны на более новой технической платформе и адаптированы для эксплуатации на российских железных дорогах. Ширина железнодорожной колеи в России и Финляндии отличается всего на 4 мм (1520 и 1524 мм соответственно), что позволяло эксплуатировать поезда без замены тележек, однако для сокращения износа колесных пар было решено изготовить для поезда тележки с расстоянием между колесами в 1522 мм. Также поезда являлись двухсистемными, могли использовать как переменный ток (25 кВ, 50 Гц в Финляндии), так и постоянный - (3 кВ, в России).
Все четыре поезда были изготовлены в Италии (Сваильяно, регион Пьемонт) и состояли из 7 вагонов (1 - первого класса, 5 - второго класса, 1 вагон-ресторан), в каждом составе имеется игровая комната для детей, салон-переговорная и два места для пассажиров с ограниченными возможностями.
Максимальная скорость поездов Allegro составляла 220 км/ ч.
Расписание и особенности движения
К началу 2020 года поезд Allegro совершал ежедневно четыре рейса между Санкт-Петербургом и Хельсинки и обратно. При увеличении спроса назначались сдвоенные составы. Время в пути составляло 3 часа 30 минут. В пути поезд делал шесть промежуточных остановок: пять в Финляндии (Вайниккала, Коувола, Лахти, Тиккурила, Пасила) и одну в России (Выборг). Паспортный и таможенный контроль проводился без остановки поезда, каждый состав сопровождали российские и финские пограничники и таможенники.
Стоимость билетов составляла от €29 за поездку во втором классе (при условии заблаговременной покупки билета).
Статистика
По данным VR Group, 55% пользователей Allegro - россияне, доля финнов - 30%, 15% составляют граждане других стран. Всего к концу 2021 года Allegro воспользовались около 4 млн пассажиров. В 2019 году было зафиксировано максимальное число пассажиров - 560 тыс.
Остановка движения
С 28 марта 2020 года поезда Allegro были отменены из-за пандемии COVID-19. Перевозки по этому направлению возобновились 21 декабря 2021 года. При этом граница Финляндии осталась закрытой для туристов, расписание было сокращено до 2 рейсов. 28 марта 2022 года движение вновь остановилось по решению финской стороны из-за начала специальной военной операции ВС РФ на Украине. Более месяца поезда оставались в расписании, чтобы дать возможность финским гражданам вернуться на родину.
В декабре 2023 года было объявлено, что компания VR выкупила поезда Allegro.