Бронепоезда в военных конфликтах. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. Бронепоезда - бронированный подвижной состав железных дорог, как правило, вооруженный артиллерией и пулеметами. Широко применялся в военных конфликтах с середины XIX до середины XX веков, ограниченно применяется и в настоящее время.
Первое документированное использование бронепоездов состоялось в 1861 г. в ходе Гражданской войны в США (1861-1865). Как правило, один из вагонов (размещенный в начале состава перед паровозом или в хвосте) переоборудовался в бронированную огневую точку для охраны поезда от нападений. Тогда же железную дорогу стали использовать для доставки на поле боя тяжелых орудий: если пути находились на самом поле боя, вагон использовался как лафет, при этом на нем воздвигали массивный бронированный щиток для защиты артиллерийского расчета.
Более современная тактика использования бронепоездов была изобретена англичанами во время колониальных конфликтов конца XIX - начала XX веков. Бронепоезда широко применялись во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. в Южной Африке: к этому времени легким бронированием оснащались все вагоны, при этом локомотив тоже обшивался бронелистами или обвешивался корабельными канатами, которые защищали от ружейных выстрелов. Такие составы использовались для патрулирования и охраны железнодорожных линий, эскорта обычных поездов, прикрытия пеших колонн. Бронепоезда оснащались более тяжелыми тележками, которые могли выдержать взрыв мины, а также имели запас материалов для ремонта железнодорожного полотна, поврежденного диверсантами.
Аналогичным образом бронепоезда использовались в конфликтах первой половины XX века. Наиболее широко их применяли в Первую мировую войну: противоборствующие стороны начали устанавливать на них более тяжелую броню, зенитные и корабельные орудия, которые позволяли использовать составы как передвижные батареи. Конфликтом, где бронепоезда сыграли одну из решающих ролей, была Гражданская война в России 1917-1922 гг. Рабоче-крестьянская Красная армия и Белое движение располагали более чем сотней полноценных бронированных поездов, которые использовались для контроля над железными дорогами, как подчас единственное средство для переброски войск и ресурсов.
К началу Второй мировой войны из-за развития танкостроения и авиации бронепоездам уделялось уже меньше внимания, однако их продолжали использовать все противоборствующие стороны для охраны коммуникаций. Известен даже случай "дуэли" между поездами: 4 июня 1944 г. под Ковелем советский бронепоезд "Илья Муромец" смог уничтожить немецкий бронированный состав "Адольф Гитлер". Некоторые из советских бронепоездов Великой Отечественной войны сохранены как экспонаты музеев и памятники.
Во второй половине XX века бронепоезда использовались крайне редко. Например, в декабре 1959 г. на Кубе захват бронепоезда правительственных войск Фульхенсио Батисты революционными кубинскими войсками под предводительством Эрнесто Че Гевары был одним из самых важных эпизодов Битвы за Санта Клару, приведшей к окончательной победе революционеров.
В составе Вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время имеется 4 бронепоезда: "Амур", "Байкал", "Дон" и "Терек". Они активно использовались в начале 2000-х на Северном Кавказе для охраны обычных поездов и железных дорог, инженерной разведки (поиска заложенных фугасов и т. д.). В составе этих поездов имелся "вагон прикрытия" (груженая платформа, которая должна была принять на себя основную мощность взрыва при наезде на заминированный участок), тепловоз, вагоны для личного состава, штаба и столовой, вагон-радиостанция, платформы для транспортировки грузов. В 2002-2009 гг. бронепоезда составляли целую группировку в составе Железнодорожных войск.