День армейской авиации ВКС России. Досье
История армейской авиации как отдельного рода войск отсчитывается с 28 октября 1948 г.
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 28 октября ежегодно в Вооруженных силах (ВС) России отмечается День армейской авиации Военно-воздушных сил (ВВС, с 1 августа 2015 г. входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). История армейской авиации как отдельного рода войск отсчитывается с 28 октября 1948 г. В этот день в г. Серпухове (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую в 1949 г. первой оснастили вертолетами Ми-1.
Развитие техники и расширение задач
Первоначально в задачи вертолетной авиации, которая считалась вспомогательной, входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. В связи с тем, что техника совершенствовалась, уже к 1970-м гг. вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также используются для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х гг. и в "горячих точках" Северного Кавказа в 1990-х гг.
Смены подчинения
В 1990 г. армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 г., она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации - наравне с фронтовой, транспортной и дальней. Она может применяться в соответствии с планами командующих войсками военных округов.
Техническое оснащение
На вооружении армейской авиации стоят:
- многоцелевые вертолеты Ми-8 (включая его современные модификации - транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ "Терминатор" и многоцелевой Ми-8МТВ5),
- многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35М,
- тяжелые многоцелевые транспортные Ми-26,
- ударные Ми-28Н "Ночной охотник", Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".
Учебные заведения
Подготовка летчиков армейской авиации проходит в Сызранском филиале Военно-научного центра ВКС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина" (Сызрань, Самарская обл.; до 2009 г. - Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков) на многоцелевых вертолетах "Ансат-У" и Ка-226.
Также обучение ведется в 334-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке (Тверская обл.), где базируется пилотажная группа "Беркуты", выступающая на вертолетах Ми-28Н.
Применение в мирное время
В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки; военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях.
Так, весной 2016 г. армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом - отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре - доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.
Переоснащение
В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 г. в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин.
С 2015 г. российские военные получают новую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики - Ми-8АМТШ-ВА. В апреле 2016 г. Минобороны РФ заключило контракты на поставку до конца 2018 г. тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 и первой серийной партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ.
12 октября 2016 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов присутствовал при выполнении первого испытательного полета ударного вертолета Ми-28НМ и выразил уверенность в том, что эта модернизированная машина значительно повысит боеспособность армейской авиации.