23 МАР, 14:20

Американская ракета-носитель Atlas V. Досье

Atlas V - американская одноразовая ракета космического назначения, принадлежит к семейству ракет Atlas, которое было создано в 1960-х гг.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 23 марта 2016 г. США осуществили запуск с космодрома на мысе Канаверал ракеты-носителя Atlas V 401 ("Атлас-5-401") с автоматическим грузовым кораблем Cygnus ("Сигнус"). Корабль доставит на Международную космическую станцию около 3,6 т различных грузов.

Atlas V ("Атлас-5") - американская одноразовая ракета космического назначения. Принадлежит к семейству ракет Atlas, которое было создано в 1960-х гг. на базе первой американской межконтинентальной баллистической ракеты SM-65 Atlas (находилась на вооружении США до 1965 г.). Предназначена для запуска различных космических аппаратов, в том числе военного назначения (около 70% запусков - правительственные заказы).

Разработана корпорацией Lockheed Martin ("Локхид- Мартин"; Бетесда, шт. Мэриленд) в конце 1990-х гг. в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle - "усовершенствованная одноразовая ракета-носитель") по заказу Министерства обороны США. Сумма контракта составила около 500 млн долларов США.

Изготовитель - United Launch Alliance ("Юнайтед лонч эллайенс"; ULA; "Ю-эл-эй"; Сентенниал, шт. Колорадо), совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing ("Боинг"; Чикаго), создано в 2006 г.

Выпускается в двух сериях - 400-й и 500-й.

Характеристики

Представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего или тяжелого класса (в зависимости от конфигурации).

Максимальная длина - 61 м, диаметр - 3,75 или 4,572 м, стартовая масса - от 334,5 до 546,7 т.

Первая ступень, центральный ракетный блок CCB ("Си-си- би"), оснащена российским кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-180 (НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко; г. Химки Московской обл.). Конкурс на разработку двигателя для американских ракет был выигран российским предприятием в 1996 г., впервые РД-180 был установлен на Atlas III (первый запуск - в 2000 г.).

Летом 2001 г. РД-180 был сертифицирован для использования на Atlas V. Также предусмотрено дооснащение первой ступени боковыми стартовыми твердотопливными ускорителями AJ-60A компании Aerojet Rocketdyne ("Аэроджет рокетдин"; Сакраменто, шт. Калифорния) - от одного до пяти.

Вторая ступень - разгонный блок Centaur ("Центавтр"; разрабатывался для Atlas II и Atlas III) с одним или двумя (в зависимости от конфигурации) кислородно-водородными ЖРД RL10A-4-2 (Aerojet Rocketdyne).

Atlas V 400-й серии может выводить полезный груз массой до 7,7 т на геопереходную орбиту (ГПО) и до 15,13 т на низкую опорную (НОО). Atlas V 500-й серии - до 8,9 т на ГПО и до 18,51 т на НОО.

Запуски и инциденты

Запуски проводятся с пусковых площадок баз Военно- воздушных сил США на мысе Канаверал (шт. Флорида) и Ванденберг (шт. Калифорния). Стоимость одного запуска ракеты в 2009 г. оценивалась в 170 млн долларов США.

Впервые Atlas V стартовал 21 августа 2002 г. с мыса Канаверал с европейским спутником связи Hot Bird ("Хот Берд"). 15 июня 2007 г. из-за преждевременного отключения двигателя второй ступени (Centaur) не удалось вывести на расчетную орбиту два американских военных спутника, однако они смогли достичь нужной орбиты при помощью собственных двигательных установок (заказчик классифицировал выполнение полета как штатное).

Всего до 23 марта 2016 г. был осуществлен 61 запуск ракеты - 60 успешных и один частично успешный. Предыдущий запуск состоялся 5 февраля 2016 г.: стартовавшая с мыса Канаверал ракета Atlas V 401 вывела на орбиту навигационный спутник GPS IIF ("Джи-пи-эс-2-эф").

Планы замены российского РД-180 на двигатель американского производства

В декабре 2014 г. Конгресс США принял законодательный акт, запрещающий с 2019 г. использование российских ЖРД РД-180 на ракетах Atlas V для вывода на орбиту военных спутников (ограничения были введены в связи с конфликтом на Украине). Одновременно законодатели потребовали от американских компаний разработать к 2019 г. новый ракетный двигатель, который составил бы конкуренцию российскому (на это планируется выделить 220 млн долларов). В настоящее время работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут компании ULA, Blue Origin ("Блю ориджин"; Кент, шт. Вашингтон) и Aerojet Rocketdyne.

Первоначальный контракт на поставку в США двигателей РД-180 был заключен в 1997 г., тогда Lockheed Martin заявила о намерении приобрести 101 двигатель РД-180 на сумму 1 млрд долларов США. В том же году НПО "Энергомаш" и Pratt and Whitney ("Пратт энд Уитни", США) образовали совместное предприятие RD AMROSS ("РД АМРОСС"), на которое была возложена реализация соглашения. В декабре 2012 г. был подписан еще один контракт на 29 двигателей, а в декабре 2015 г. заключено дополнительное соглашение на поставку до 2019 г. еще 20 двигателей для Atlas V.

Читать на tass.ru