1 ДЕК, 18:35

Российский космический корабль "Прогресс МС". Досье

"Прогресс МС" входит в семейство грузовых кораблей, которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 1 декабря 2016 г. состоялся запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-У", которая вывела на орбиту космос четвертый автоматический корабль новой модификации "Прогресс МС".

Корабль должен доставить на МКС около 2,5 т различных грузов.

"Прогресс МС" - российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство грузовых кораблей "Прогресс" (первый запуск - в 1978 г.), которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Используется для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки ее орбиты.

История проекта

Грузовые "Прогрессы" были разработаны на базе пилотируемых кораблей типа "Союз" (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.).
"Прогресс" первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска (включая 19 июля 1985 г. под названием "Космос-1669").
Впоследствии было разработаны модификации: "Прогресс М" (первый запуск - 23 августа 1989 г.; эксплуатировался в 1989-2009 гг.; осуществлено 67 запусков); "Прогресс М1" (1 февраля 2000 г.; 2000-2004; 11 запусков); "Прогресс М-М" (26 ноября 2008 г.; 2008-2015; 29 запусков).

Разработчик и изготовитель новой модификации "Прогресс МС" - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва (РКК "Энергия"; г. Королёв, Московская обл.). Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 г. "Прогресс МС" создавался в результате глубокой модернизации корабля "Прогресс М".

В конструкцию "Прогресса МС" внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.

Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы "Луч-5" (в декабре 2015 г. система "Луч" в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с "Прогрессом МС" в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией - до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).

Усовершенствована система стыковки и сближения с МКС. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на модернизированную "Курс-НА" (НА - "новая активная"). Она обеспечивает автономное сближение и стыковку корабля со станцией, в системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Новая система тестировалась на кораблях "Прогресс М-М": в первый раз она была установлена на "Прогрессе М-15М" в 2012 г.
На внешней поверхности корпуса "Прогресса МС" могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников стандарта CubeSat с орбиты.

Характеристики

Корабль "Прогресс МС" имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина - 7,2 м, максимальный диаметр - 2,72 м, стартовая масса - около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.

Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана - несудоходной южной его части, близ острова Рождества.

Запуски

Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракет-носителей типа "Союз" (изготовитель - Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара). Всего состоялось три запуска корабля - все успешные.
Первый "Прогресс МС" был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой "Союз-2.1а". Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. Сближение со станцией проходило не по шестичасовой, а по двухсуточной схеме полета. Это связано с необходимостью отработки в автономном полете комплекса новых и модернизированных бортовых систем корабля. 23 декабря "Прогресс МС-01" пристыковался к МКС в автоматическом режиме.

1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

31 марта 2016 г. также с помощью "Союза-2.1а" стартовал "Прогресс МС-02" с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.
Третий корабль "Прогресс МС-03" был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой "Союз-У". Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.

Перспектива

До конца 2016 г. РКК "Энергия" планирует завершить эскизное проектирование автоматического корабля повышенной грузоподъемности, который будет обслуживать МКС. В новом "грузовике" будут применены бортовые системы и конструктивные решения, используемые на "Прогрессе МС" и корабле-модуле "Прогресс М-УМ" (состоялось два запуска в 2001 и 2009 гг. в рамках строительства МКС).

Впоследствии на основе новых технических решений грузового "Прогресса МС", а также пилотируемого новой модификации "Союз МС" (первый запуск состоялся 7 июля 2016 г.) РКК "Энергия" планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль "Федерация".

Читать на tass.ru