1 ИЮН, 00:05

Военно-транспортная авиация ВКС РФ. Досье

В настоящее время ВТА - составная часть ВКС, средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ, предназначенное для решения стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач

'YouTube/Минобороны России'

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/ 1 июня 1931 г. в Ленинградском военном округе было завершено формирование первого советского военно-транспортного авиационного подразделения - Опытного воздухо-десантного отряда в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из самолетов ТБ-1 и самолетов-разведчиков Р-5. Эта дата считается днем рождения военно-транспортной авиации (ВТА) Воздушно-космических сил (ВКС) России.

В качестве памятного дня Вооруженных сил (ВС) эта дата не установлена, однако 1 июня в авиагарнизонах ВТА традиционно проходят торжественные мероприятия с выносом боевых знамен частей, построениями и зачитыванием праздничного приказа командующего ВТА.

Командующий ВТА - генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов (7 января 2013 г. сменил на этом посту генерал-лейтенанта Виктора Качалкина).

История военно-транспортной авиации

2 августа 1930 г. на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было впервые выброшено на парашютах десантное подразделение (эта дата отмечается в Вооруженных силах России как День воздушно-десантных войск, ВДВ). Десантирование осуществлялось с самолетов опытного воздухо-десантного отряда Ленинградского военного округа.

Изначально основной боевой задачей ВТА была именно выброска парашютистов-десантников, а первый практический опыт применения авиации для транспортировки по воздуху войск, военных грузов и эвакуации раненых в боевой обстановке военные летчики СССР получили во время советско-финской войны 1939-1940 г.

В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более 1,7 млн самолетовылетов советской авиации (свыше 31% от общего числа вылетов) пришлось на выполнение транспортно- десантных задач.

В марте 1946 г. была создана Десантно-транспортная авиация в составе ВДВ, в 1949 г. она была преобразована в Транспортно-десантную авиацию ВДВ, в 1955 г. - выведена из состава ВДВ с преобразованием в род ВВС, получила нынешнее название и была подчинена непосредственно главкому ВВС.

В мае 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый советский реактивный военно-транспортный самолет Ил-76, который к середине 1980-х гг. стал основным самолетом ВТА.

В 1998 г. российская ВТА была сведена 61-ю воздушную армию Верховного главнокомандования (стратегического назначения). 1 декабря 2009 г. на ее базе сформировано командование ВТА с управлением в Москве.

Текущее состояние

В настоящее время ВТА - составная часть ВКС, средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ, предназначенное для решения стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач. В число этих задач входит:

  • десантирование частей ВДВ;
  • доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам;
  • обеспечение маневра авиационных соединений и частей;
  • перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств;
  • эвакуация раненых и больных, а также участие в миротворческих операциях.

Силы военно-транспортной авиации могут привлекаться к выполнению специальных задач.

По итогам 2015 г. командование ВТА было объявлено лучшим объединением ВКС России. Согласно информации Минобороны РФ, средний налет на командира экипажа ВТА в 2015 г. составил более 170 ч, на молодого летчика - более 200 ч, общий налет ВТА превысил 50 тыс. ч.

Экипажи ВТА участвовали во всех внезапных проверках военных округов, в стратегическом учении "Центр-2015" и конкурсе "Авиадартс-2015" в рамках Армейских международных игр. Впервые были проведены посадки на арктический аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа), а в ходе подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим (Сирия) летный состав ВТА выполнил более 280 самолетовылетов и перевез 13,75 тыс. т грузов.

Техника ВТА

На вооружении соединений и частей состоят воздушные суда разработанные и произведенные в СССР и России:

  • средний военно-транспортный самолет Ил-76 (разных модификаций, включая новейший Ил-76МД-90А);
  • многоцелевой транспортный самолет Ан-26;
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 "Антей";
  • тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан";
  • военно-транспортный самолет Ан-12;
  • транспортные вертолеты Ми-8МТВ и др.

Планы развития

В октябре 2012 г. Минобороны РФ и ОАО "Ил" заключили контракт, по которому до 2020 г. производитель должен поставить российскому военному ведомству 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

На данный момент получены два борта, на 2017 г. запланирована передача еще трех. C 2014 г. ОАО "Ил" модернизирует строевые Ил-76МД с продлением срока службы машин на 15 лет, всего Минобороны планирует получить 41 модернизированный таким образом Ил-76МДМ.

Также конструкторское бюро "Ил" готово работать над перспективным самолетом Ил-176 грузоподъемностью 80-100 т (прежнее название проекта - "перспективный комплекс транспортной авиации", ПАК ТА), однако по состоянию на весну 2016 г. российские военные не сформулировали окончательных требований к данной машине. Кроме того, КБ "Ил" проектирует транспортный самолет Ил-112В для замены в парке ВТА "транспортника" Ан-26.

Читать на tass.ru
Теги