Стратегии национальной безопасности США. Досье
18 декабря 2017 года Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности США
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности. Среди основных угроз в документе названы Китай и Россия, которые "стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству", Иран и КНДР, которые "спонсируют террор и угрожают союзникам Америки", а также международные террористические организации. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что представляют собой стратегии национальной безопасности США и какие приоритеты были обозначены в этих документах.
Что такое Стратегия нацбезопасности
Стратегия национальной безопасности (СНБ) - документ, в котором обозначаются приоритетные направления внутренней и внешней политики США, а также указываются основные угрозы безопасности страны и ее национальным интересам за рубежом (имеет общий директивный характер, впоследствии его конкретизируют другие документы, в т. ч. военные стратегии).
Термин "национальная безопасность" впервые употребил президент США Теодор Рузвельт в 1904 году в послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С принятием в 1947 году закона "О национальной безопасности" этот термин стал широко использоваться в политической практике страны. Официальная трактовка интересов США с изложением текущего состояния национальной безопасности, задач в этой области и путей их решения находит отражение в СНБ, которые формируются при прямом участии руководства страны. Начало традиции их представления Конгрессу положил доклад, подготовленный президентом Гарри Трумэном в 1950 году, в котором основное внимание уделялось отношениям Соединенных Штатов с Советским Союзом. Основанием для регулярной публикации стратегий стал принятый в 1986 году закон Голдуотера - Николса о реформе вооруженных сил.
Предусматривалось, что документ будет обновляться ежегодно. Однако на практике его пересматривают раз в три-пять лет. С 1986 года президенты США выступили с подобными докладами 16 раз: Рональд Рейган в 1987 и 1988 годах, Джордж Буш (ст.) в 1990, 1991 и 1993 годах, Билл Клинтон семь раз в 1994-2000 годах, затем стратегия обновлялась в 2002 и 2006 годах при Джордже Буше (мл.) и в 2010 и 2015 годах при Бараке Обаме. Первоначально основной целью стратегий было сдерживание СССР, определившее ход холодной войны. После распада СССР документы приобрели более общий характер (Россия упоминалась в них в контексте СНГ). В связи с событиями 11 сентября 2001 года главной задачей страны была провозглашена борьба с терроризмом.
Стратегии 2002 и 2006 годов
Джордж Буш - младший обнародовал этот документ в сентябре 2002 года, что было приурочено к годовщине террористической атаки 9/11. В качестве основных угроз национальной безопасности США в нем был назван международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Стратегия провозгласила концепцию упреждающих действий для предотвращения попыток государств (список стран не приводился) и террористических групп угрожать США и их союзникам применением ОМУ. "Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем они полностью сформируются", говорилось в документе. Кроме того, в случае необходимости США оставляли за собой право действовать в одиночку. Помимо борьбы с терроризмом документ также провозглашал цель распространения демократии и прав человека в мире (политическая и экономическая свобода, уважение достоинства человека), увеличение степени развития и открытости обществ; расширение совместных действий с другими глобальными центрами силы, в т. ч. с Россией.
СНБ-2002 констатировала, что США и Россия перестали быть стратегическими противниками. США выражали готовность к сотрудничеству с Россией на новом уровне. РФ, которая "переживает период обнадеживающих перемен и строит свое демократическое будущее", была названа "партнером США в войне с терроризмом" (в документе слова "Россия" и "российский" упоминались 19 раз).
Стратегия, опубликованная в марте 2006 года, констатировала, что США находятся в состоянии войны с международным терроризмом. Как и предыдущий документ, она фактически стала стратегией борьбы с терроризмом как на территории США, так и за их пределами (сохранился в ней и принцип превентивного отражения угрозы, и готовность в необходимых случаях действовать в одиночку). Как и в Стратегии-2002, значительное место в документе отводилось развитию демократии в мире и недопущению распространения ОМУ. Главными врагами США были объявлены Иран, который Вашингтон обвинил в разработках ядерного оружия и предоставлении убежища террористам, и КНДР, представляющая угрозу с точки зрения распространения ядерного оружия. К числу деспотических режимов были отнесены Сирия, Куба, Белоруссия, Мьянма и Зимбабве.
Что касается России, то в докладе говорилось, что США стремятся к тесному сотрудничеству с ней по стратегическим вопросам, представляющим взаимный интерес, и надеются прийти к решению по тем вопросам, в отношении которых позиции двух стран различны. Отмечалось, что Россия в силу своего географического положения и мощи пользуется влиянием не только в своем непосредственном окружении, но и в других жизненно важных для США регионах, в том числе на Ближнем Востоке, в Южной, Центральной и Восточной Азии. При этом указывалось, что укрепление двусторонних отношений "зависит от той внешней и внутренней политики, которую будет проводить Россия". Углублению российско-американских отношений могут помочь стабильность и процветание в соседнем с Россией регионе, которые, однако, не будут достигнуты до тех пор, пока в этом регионе "не будут установлены эффективные демократические режимы (всего РФ упоминалась 17 раз).
Стратегии 2010 и 2015 годов
Стратегия, обнародованная в мае 2010 года администрацией Барака Обамы, выдвинула на первое место "обеспечение безопасности граждан США", поддержание военной мощи страны и сохранение "глобального лидерства". Как подчеркивалось в документе, "вооруженный конфликт должен быть последним средством", к которому следует прибегать лишь в случае краха дипломатических усилий. Немаловажную роль в противостоянии таким вызовам, как распространение ядерного оружия и терроризм, должны играть партнерские отношения с союзниками и другими странами. Кроме того, СНБ-2010 содержит отказ от нанесения превентивных ударов по террористам и так называемым странам-изгоям, что является отходом от политики Джорджа Буша. Помимо противодействия международному экстремизму, в новой доктрине впервые подчеркнута необходимость ведения борьбы и с терроризмом внутри страны.
США готовы "построить более глубокие и эффективные партнерства с другими ключевыми центрами влияния - в том числе Китаем, Индией и Россией". В документе отмечается, что Россия "повторно появилась на международной арене как сильный игрок", США стремятся построить с ней стабильные отношения, основанные на взаимных интересах. При этом США заинтересованы в "сильной, мирной и преуспевающей России" и готовы поддерживать усилия внутри России, направленные "на закрепление буквы закона, ответственного правительства и универсальных ценностей" (Россия упоминается 14 раз).
В феврале 2015 года Белый дом обнародовал обновленную Стратегию, в которой говорилось, что США будут стремиться к предотвращению международных конфликтов и для достижения этой цели намерены опираться на свою "дипломатию и лидерство, подкрепленные мощной военной силой". Главной угрозой для безопасности США, как и прежде, назывались террористические группировки, в т. ч. "Аль-Каида" и "Исламское государство" (запрещены в РФ). Стратегия подтверждала намерение администрации США продолжать укрепление американских вооруженных сил, которые должны быть меньше по численности, но "самыми сильными" по всем показателям. Кроме того, говорилось о необходимости противодействия распространению ОМУ и ядерных материалов и готовности добиваться всеобъемлющего соглашения с Ираном по его ядерной программе. В документе отмечалось, что США будут добиваться равного и справедливого использования всеми государствами "общих пространств" - киберпространства, космоса, мирового океана и воздушного пространства. При решении всех этих задач США по-прежнему будут опираться на своих союзников, в первую очередь - страны НАТО.
В числе существовавших на тот момент международных конфликтов в документе упоминалась ситуация на Украине. По поводу России утверждалось, что она "нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины" и придерживается "воинственного подхода к другим соседним странам", ставя под угрозу международные нормы. "Агрессивность России" была названа как фактор, влияющий "на перспективы отношений между ведущими державами". "Мы будем сдерживать российскую агрессию, бдительно наблюдая за ее стратегическим потенциалом, а при необходимости поможем нашим союзникам и партнерам противостоять российскому принуждению. В то же время, мы будем держать двери открытыми для расширения сотрудничества с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес", говорилось в документе (в СНБ-2015 Россия упоминалась 15 раз).