Советские и российские фильмы - участники Берлинского кинофестиваля. Досье
В основном конкурсе кинофестиваля участвует картина "Довлатов" Алексея Германа-младшего
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 февраля открывается 68-й Берлинский международный фестиваль. Среди фильмов его основной конкурсной программы - лента Алексея Германа-младшего "Довлатов". В другие конкурсы включены триллер "Профайл" Тимура Бекмамбетова, документальная лента "Сын" Александра Абатурова и короткометражный фильм "Вдоль и поперек" Марии Коневой. В программе ретроспективного кино будет показан фильм Михаила Калатозова "Летят журавли". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об участии советских и российских картин в этом киносмотре.
Порядок отбора фильмов
На Берлинском фестивале (также известен как Берлинале) фильмы демонстрируются в нескольких секциях, основной является конкурсная программа. Отбор кинолент для нее осуществляет директор киносмотра (с 2001 года - Дитер Косслик), которому в этом помогает команда из немецких и иностранных кинематографистов. К участию допускаются полнометражные фильмы, снятые в течение 12 месяцев, предшествующих фестивалю, которые не были показаны на других кинофестивалях и не выходили в международный прокат. Победителей определяет назначаемое директором международное жюри (в 2018 году его возглавляет немецкий режиссер Том Тыквер). Главный приз в этой секции - "Золотой медведь", он вручается за лучший фильм. Также присуждаются "Серебряные медведи": лучшим режиссеру, актеру и актрисе; за лучший сценарий; Гран-при жюри; приз Альфреда Бауэра ("за фильм, открывающий новые перспективы") и приз за выдающиеся достижения в области киноискусства (может вручаться операторам, композиторам, костюмерам и др.).
В других секциях действуют собственные регламенты. Например, для "Панорамы" (авторское кино, ленты режиссеров-дебютантов и др.) и "Форума" (экспериментальные работы и ленты из экзотических стран) фильмы отбирают руководители (кураторы) секций, для конкурса короткометражных фильмов и для секции "Поколение" (фильмы для детей) - директор фестиваля по предложению куратора секции, для "Ретроспективы" и "Классики Берлинале" - Немецкая кинематека (киноархив). Каждая из секций имеет собственные награды.
"Золотые медведи", помимо конкурсной программы, присуждаются за лучший короткометражный фильм и за вклад в киноискусство.
Участие советских и российских фильмов в Берлинале
До 1970-х годов в условиях холодной войны в программу фестиваля не включали фильмы, произведенные в социалистических странах, однако затем на фоне политики разрядки, которую проводил канцлер ФРГ социал-демократ Вилли Брандт (1969-1974), ситуация изменилась. Первый советский фильм появился на Берлинале в 1975 году. Это была мелодрама "Сто дней после детства" режиссера Сергея Соловьева, включенная в основной конкурс. С 1980-х годов советские, а затем и российские киноленты практически ежегодно участвовали в различных секциях Берлинале (с 1990-х годов, после образования РФ, фильмы, выпущенные в СССР, демонстрировались в секции "Ретроспектива"). В последние годы отмечается интерес фестиваля к кинематографу Якутии. В 2017 году в программу, посвященную фильмам коренных народов, были включены сразу четыре ленты якутских кинематографистов, а в 68-м фестивале в главном конкурсе участвует фильм "Начальник" болгарского режиссера Милко Лазарова, в котором снялись якутские актеры.
Советские и российские фильмы - призеры фестиваля
Главного приза - "Золотого медведя" - были удостоены два фильма: военная драма Ларисы Шепитько "Восхождение" (1977) и драма Глеба Панфилова "Тема" (1987).
Премией Альфреда Бауэра были отмечены картины "Слуга" Вадима Абдрашитова (1989), "Караул" Александра Рогожкина (1990) и "Бесконечность" Марлена Хуциева (1992).
"Золотого медведя" в конкурсе короткометражных фильмов получили мультфильм "Болеро" Ивана Максимова (1993) и ленты "Прибытие поезда" Андрея Железнякова (1996) и "Фараон" Сергея Овчарова (1999).
Короткометражный фильм-притча "Улыбка Будды" Баира Дышенова в секции "Поколение" получил "Стеклянного медведя" в 2009 году, а анимационный короткометражный фильм "Мой личный лось" Леонида Шмелькова - специальный приз жюри в 2014 году.
Почетным упоминанием жюри были отмечены ленты "Мужики" Искры Бабич (1982) и "Итальянец" Андрея Кравчука (2005), а также короткометражный мультфильм "Корова" Александра Петрова (1990).
Советские и российские кинодеятели, отмеченные призами фестиваля
"Серебряного медведя" за лучшую режиссуру получили Сергей Соловьев за "Сто дней после детства" (1975), Георгий Шенгелая за ленту "Путешествие молодого композитора" (1986) и Вадим Абдрашитов за фильм "Пьеса для пассажира" (1995).
В 1985 году "Серебряного медведя" за выдающееся достижение в киноискусстве удостоился режиссер Толомуш Океев за фильм "Потомок Белого Барса".
Специальным призом жюри были награждены режиссеры Александр Аскольдов за картину "Комиссар" (1988), Кира Муратова за фильм "Астенический синдром" (1990), Виктор Аристов за киноработу "Сатана" (1991) и Семен Аранович за картину "Год собаки" (1994).
В 1987 году специальный приз за вклад в развитие фестиваля - Берлинскую камеру - получил режиссер Элем Климов.
Отечественные актеры пять раз награждались "Серебряными медведями" за лучшее исполнение роли: Анатолий Солоницын ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", 1981), Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию", 1983), Инна Чурикова ("Военно-полевой роман", 1984), Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис ("Как я провел этим летом", 2010).
"Серебряного медведя" за выдающийся вклад в киноискусство получали операторы Павел Костомаров ("Как я провел этим летом", 2010), а также Сергей Михальчук и Евгений Привин ("Под электрическими облаками", 2015).
Кинокритик и продюсер Армен Медведев был удостоен Берлинской камеры в 1999 году, а основатель и бывший директор Музея кино Наум Клейман - в 2015 году.