Катастрофы иранской гражданский авиации с 1993 года. Досье
Пассажирский самолет ATR 72-600 иранской авиакомпании Iran Aseman Airlines разбился в горной местности в провинции Исфахан 18 февраля 2018 года. 60 пассажиров и 6 членов экипажа погибли
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 февраля 2018 года пассажирский самолет ATR 72-600 иранской авиакомпании Iran Aseman Airlines, следовавший рейсом из Тегерана в Ясудж, разбился в горной местности в провинции Исфахан в центральной части страны. 60 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли.
Всего в результате 12-ти авиационных происшествий с самолетами иранской гражданской авиации за последние 25 лет (с 1993 года) погибли 791 человек (включая катастрофу 18 февраля).
8 февраля 1993 года спустя несколько минут после взлета из аэропорта Тегерана пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-ITD) авиакомпании Iran Air Tours, на борту которого находился 131 человек, был задет в воздухе истребителем Су-24 иранских ВВС, совершавшим тренировочный полет. В результате падения на землю и взрыва обоих самолетов погибли 133 человека. Среди членов экипажа Ту-154 находились 4 российских пилота.
12 октября 1994 года близ города Нетенз потерпел катастрофу иранский самолет Fokker F-28 авиакомпании Iran Aseman Airlines (регистрационный номер EP-PAV), следовавший по маршруту Исфахан - Тегеран. Погибли 66 человек. Причиной катастрофы стал отказ обоих двигателей.
9 июня 1996 года разбился самолет Boeing 727 (регистрационный номер EP-IRU) авиакомпании Iran Air. Самолет выполнял тренировочный полет: экипаж из семи человек отрабатывал касания взлетно-посадочный полосы аэропорта Решт на севере страны с последующим взлетом без остановки. На 15-й попытке из-за ошибки курсантов и инструкторов самолет сел без выпущенных шасси. Лайнер снова смог взлететь, но из-за возникшего пожара упал в 5 км к западу от аэропорта Решт. Погибли четыре члена экипажа.
17 мая 2001 года самолет Як-40 (регистрационный номер EP-TQP) авиакомпании Faraz Qeshm, следовавший по маршруту Тегеран - Горган, потерпел крушение в горной местности. Погибли 30 человек, в том числе находившийся на борту министр транспорта Ирана Рахман Дадман. Катастрофа произошла из-за ошибок экипажа.
2 февраля 2002 года пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-MBS) иранской авиакомпании Iran Airtour, выполнявший внутренний рейс 956 из Тегерана в Хорремабад, потерпел крушение в 20 км от аэропорта назначения. Самолет при заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору Кухэ-Сефид на высоте 2 тыс. 773 м. Погибли все 119 человек, находившиеся на борту: 107 пассажиров и 12 членов экипажа.
10 февраля 2004 года при подлете к аэропорту Шарджи (ОАЭ) разбился самолет иранской авиакомпании Kish Air Fokker-50 (регистрационный номер EP-LCA), следовавший по маршруту остров Киш - эмират Шарджа. Погибли 42 из 45 пассажиров и членов экипажа. Катастрофа произошла по вине командира корабля, который неожиданно поручил первому пилоту выполнять посадку самостоятельно. Тот из-за нарушения стандартных процедур случайно в полете включил реверс двигателей.
1 сентября 2006 года самолет Ту-154М (регистрационный номер EM-MCF) иранской авиакомпании Iran Air Tours, следовавший внутренним рейсом из Бандар-Аббаса в Мешхед, совершил жесткую посадку в аэропорту назначения. После касания земли в результате неполадки переднего шасси (предположительно, лопнула шина), самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился и загорелся. Из 148 человек, находившихся на борту (137 пассажиров и 11 членов экипажа), 28 человек погибли.
15 июля 2009 года пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-CPG) иранской авиакомпании Caspian Airlines, следовавший рейсом 7908 из Тегерана в Ереван (Армения), потерпел катастрофу в районе поселке Джанатабад близ иранского г. Казвин, в 200 км от аэропорта вылета. По данным диспетчеров, самолет прекратил набор высоты и развернулся на 270 градусов (вероятно, пилоты резко изменили курс в поисках места для вынужденной посадки), после чего произошло падение, длившееся примерно 1,5 мин. В результате погибли все находившиеся на борту 168 человек - 15 членов экипажа и 153 пассажира. Большинство жертв были гражданами Ирана, среди погибших были также пять граждан Армении. В августе 2009 года Главное управление гражданской авиации Армении сообщило, что, по данным расследовавшей ЧП иранской комиссии, причиной катастрофы мог стать отказ двигателя авиалайнера. 10 мая 2016 года представитель прокуратуры Тегерана Гази Шахриари заявил, что выводы комиссии свидетельствуют о том, что катастрофу вызвали неполадки с клапаном компрессора давления. Прокуратура возложила вину на российскую компанию - проектировщик самолета и на персонал, обслуживавший рейс. По словам Шахриари, повторно созданная комиссия займется расследованием по делу о халатности бывшего руководства авиаперевозчика при приобретении и эксплуатации лайнера.
24 июля 2009 года самолет Ил-62М (регистрационный номер UP-I6208) иранской авиакомпании Aria Air, совершавший рейс 1525 из Тегерана в Мешхед, при посадке в аэропорту назначения из-за ошибок экипажа выкатился за пределы ВПП. Погибли 16 человек из 153 находившихся на борту.
9 января 2011 года пассажирский самолет Boeing 727-200 (регистрационный номер EP-IRP) иранской авиакомпании Ian Air, следовавший внутренним рейсом 277 из Тегерана в Урмию, при повторном заходе на посадку в плохих погодных условиях столкнулся с землей и разрушился в 8 км от аэропорта назначения. На борту находились 105 человек (94 пассажира и 11 членов экипажа), из них погибли 77, в том числе весь экипаж. Два пассажира пропали без вести, 26 человек получили ранения.
10 августа 2014 года В 5 километрах от аэропорта Мехрабад в Тегеране (Иран) разбился пассажирский самолет IrAn-140 (регистрационный номер EP-GPA) иранского производства, принадлежавший авиакомпании Sepahan Air и следовавший рейсом 5915 Тегеран - Тебес. Из находившихся на борту 40 пассажиров и 8 членов экипажа погибли 40. Несколько человек на земле получили ранения. Катастрофа произошла из-за отказа систем управления одного из двигателей, а также ошибок в летной инструкции, приведших к ошибочным действиям экипажа.