Катастрофы Ил-76 в мире за последние 10 лет
11 апреля в Алжире разбился военно-транспортный самолет, по предварительным данным погибли 247 человек
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 апреля 2018 года в Алжире потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76. Воздушное судно выполняло полет с аэродрома военной базы в Буфарике (50 км к югу от столицы страны - Алжира) в н. п. Башар на юго-западе страны. Через несколько минут после взлета Ил-76 рухнул на поле и загорелся. Телеканал Sky News Arabia со ссылкой на алжирские источники сообщает о том, что жертвами катастрофы стали 247 человек.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию катастроф транспортных самолетов Ил-76. Согласно данным открытых источников, за время эксплуатации Ил-76 было потеряно порядка 75 самолетов этого типа (из них свыше 20 экземпляров - в результате боевых действий). За последние десять лет в восьми катастрофах с участием Ил-76 погибли 119 человек (без учета ЧП в Алжире 11 апреля 2018 года). В хронологию не включены боевые потери - например, крушение Ил-76 вооруженных сил Украины 14 июня 2014 года близ Луганска.
30 июня 2008 года в Судане при взлете из аэропорта Хартума разбился Ил-76ТД местной авиакомпании Ababeel Aviation (регистрационный номер ST-WTB). Самолет следовал в южносуданский г. Джуба. Погибли все находившиеся на борту - четыре члена экипажа, из них один - гражданин РФ. Еще семь человек на земле получили травмы. Расследование показало, что самолет начал взлет с неисправными двигателями. Кроме того, экипаж не провел перед полетом проверку исправности воздушного судна по контрольному списку, а бортинженер находился в состоянии алкогольного опьянения.
15 января 2009 года в России, в аэропорту Махачкалы произошло столкновение двух Ил-76МД (регистрационные номера RA-76825 и RA-76827), принадлежавших 675-му отдельному смешанному авиаполку особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ. Борт RA-76825, ожидавший разрешения на взлет, выкатился за границу ожидания старта. В условиях плохой видимости при посадке его кабину задел крылом RA-76827. В результате в первом самолете погибли четыре члена экипажа, еще двое получили травмы. На борту RA-76827 пострадавших не было.
9 марта 2009 года в Уганде вскоре после взлета из аэропорта г. Энтеббе упал в озеро Виктория Ил-76Т южноафриканской авиакомпании Aerolift (регистрационный номер - S9-SAB). Самолет совершал рейс в Могадишо (Сомали) с грузом гуманитарной помощи. Погибли все 11 человек, находившихся на борту: четверо россиян - членов экипажа и семь пассажиров - офицеров миротворческой миссии Африканского союза в Сомали. Точную причину катастрофы установить не удалось, поскольку не были найдены бортовые самописцы. Сотрудники аэропорта видели, что при взлете у самолета загорелись два из четырех двигателей. Изучение документации показало, что воздушное судно исчерпало свой ресурс в 1998 году и с тех пор не ремонтировалось.
1 ноября 2009 года в России Ил-76МД (регистрационный номер RF-76801) 70-го отдельного смешанного авиаполка особого назначения Внутренних войск МВД России, следовавший порожним рейсом по маршруту Мирный (Якутия) - Иркутск - Чита, потерпел крушение при взлете из Мирного. Погибли все 11 членов экипажа. По итогам расследования выяснилось, что накануне при посадке в Мирном командир воздушного судна включил систему стопорения рулей и элеронов и впоследствии не выключил ее по инструкции. На следующий день перед взлетом экипаж заметил горящее табло "стопор включен", но решил, что это ложное срабатывание. Самолет взлетел с заблокированными рулями и элеронами , не смог набрать высоту и на 59-й секунде полета врезался в рудный отвал и разрушился.
28 ноября 2010 года в Пакистане в 5 км от западу от международного аэропорта Карачи разбился Ил-76ТД грузинской авиакомпании Sun Way (регистрационный номер - 4L-GNI). Самолет следовал из Карачи в Хартум (Судан) с грузом гуманитарной помощи. При взлете у Ил-76 из-за технической неисправности загорелся двигатель, самолет упал на строившееся общежитие для военнослужащих ВМС Пакистана. Погибли все находившиеся на борту - восемь членов экипажа (семь украинцев и один россиянин), а также четыре человека на земле.
6 июля 2011 года Ил-76ТД азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines (регистрационный номер 4K-AZS5), следовавший из Баку в Баграм (провинция Парван, Афганистан) с грузом для Международных сил содействия безопасности в Афганистане, при заходе на посадку на аэродроме назначения врезался в гору и разрушился. Погибли все девять членов экипажа - граждане Азербайджана и Узбекистана. Первоначально выдвигалась версия, что самолет сбили ракетой талибы, однако расследование показало, что катастрофа произошла из-за ошибки пилота Сергея Кузьмина, который отказался от помощи диспетчера и попытался провести посадку в визуальном режиме.
30 ноября 2012 года в Республике Конго потерпел крушение Ил-76Т армянского авиапервозчика Air Highnesses (регистрационный номер ЕК-76300), зафрахтованный конголезской авиакомпанией Aero Service Africo. Транспортник, выполнявший рейс из Пуэнт-Нуара в Браззавиль (Республика Конго), при заходе на посадку в аэропорту назначения в условиях сильного дождя столкнулся с землей и взорвался, не долетев до взлетно- посадочной полосы. В катастрофе погибли 32 человека - пять членов экипажа и пассажир (все - граждане Армении), а также 26 человек на земле. Еще 14 местных жителей были госпитализированы с ранениями и ожогами.
1 июля 2016 года в России Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76840, собственное имя "Николай Каманин") ФГБУ "Аварийно- спасательная компания МЧС России", участвовавший в тушении лесных пожаров в Качугском районе Иркутской обл., перестал выходить на связь. 3 июля обломки самолета были обнаружены на склоне сопки в 9 км юго-восточнее н. п. Рыбный Уян. На борту находились десять человек, все они погибли. Вероятные причины катастрофы - технические неполадки или ошибки пилотирования в условиях задымления и ограниченной видимости.