Многоцелевой истребитель Су-30. Досье
3 мая в Минобороны РФ сообщили, что Су-30СМ потерпел катастрофу после взлета с аэродрома Хмеймим
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 мая 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что российский истребитель Су-30СМ при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим (Сирия) потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря.
По информации российского военного ведомства, оба летчика погибли. По предварительным данным, причиной катастрофы могло стать попадание в двигатель птицы.
Это первый потерянный Су-30 ВКС России.
Основные сведения
Су-30 (по классификации НАТО - Flanker-C) - российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ "Сухого" в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 при решении задач завоевания господства в воздухе, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
От базового самолета его отличают расширенная номенклатура вооружений, модернизированное оборудование, наличие системы дозаправки в полете. Первый полет предсерийный вариант совершил 31 декабря 1989 года. Принят на вооружение в 1992 году, однако в Военно-воздушные силы (ВВС) РФ было поставлено всего три экземпляра базовой модификации.
Самолеты семейства выпускаются в России на Иркутском авиационном заводе (Корпорация "Иркут") и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.
Модификации и поставки
В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя - Су-30К ("коммерческий"), эта модель первоначально поставлялись Индии, но затем была заменена на модифицированный и адаптированный для этой страны вариант Су-30МКИ (в настоящее время также находятся на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.
Впоследствии экспортные версии Су-30 стали наиболее востребованными за рубежом: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись Китаю (Су-30МКК), Вьетнаму (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэле (Су-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжиру (Су-30МКИ2). В 2017 году заключен контракт на поставку Су-30СМ Белоруссии. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этим государством шести экземпляров Су-30.
В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.
Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.
Конструкция и летно-технические характеристики
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с форсажными камерами размещены в мотогондолах, установленных под несущим корпусом. Хвостовое оперение - двухкилевое, шасси - трехточечное, убирающееся, с носовым колесом.
Летно-технические характеристики для версии Су-30МК:
- Длина самолета - 21,9 м;
- размах крыла - 14,7 м;
- высота - 6,4 м.
- максимальная взлетная масса - 34,5 т;
- максимальная масса боевой нагрузки - 8 т;
- максимальная дальность полета без дозаправки - 3 тыс. км;
- максимальная скорость - 2 Маха;
- практический потолок - 17,3 тыс. м;
- экипаж - два человека.
Вооружение
На 12 точках подвески может нести широкую номенклатуру ракет воздух - воздух, ракет и бомб воздух - земля, оснащен встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.