28 АПР, 21:49

Биография Генриха Новожилова

Авиаконструктор умер на 94-м году жизни

ТАСС-ДОСЬЕ. Советский и российский авиаконструктор, бывший генеральный конструктор "Ильюшина", дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов умер 28 апреля на 94-м году жизни.

Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец Василий Васильевич Соколов (1900-1987) был военным инженером, мать Ираида Ивановна Новожилова (1901-1979) - военнослужащей. С детства мечтал стать летчиком, но в 1939 году повредил ногу и перенес несколько операций. В начале Великой Отечественной войны находился с матерью в эвакуации в Пензе, где окончил девять классов средней школы.

В августе 1942 года вернулся в Москву и был принят на работу лаборантом кафедры физики Московского авиационного института (МАИ; ныне имеет статус национального исследовательского университета). В 1943 году был зачислен студентом самолетостроительного факультета МАИ. Окончил вуз в 1949 году.

Был академиком Академии наук (АН) СССР, затем РАН (избран в 1984 году). Доктор технических наук (1975), профессор.

С 1948 года проходил преддипломную практику в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) при заводе № 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил авиаконструктор Сергей Ильюшин. В 1966 году ОКБ-240 было преобразовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Стрела", с 1977 года - ММЗ им. С. В. Ильюшина, с декабря 1991 года - ОАО им. С. В. Ильюшина, с 1994 года - ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил"). После окончания МАИ в 1949 году получил распределение на это предприятие.

Как инженер-конструктор участвовал в создании пассажирского самолета Ил-14 (первый полет - 1950 год), штурмовика Ил-40 (1953), реактивного бомбардировщика Ил-46 (1952). Был ведущим инженером по разработке бомбардировщика Ил-54 (1955, в серию не пошел).

С 1956 года по 1958 год избирался секретарем парткома предприятия.

В 1958 году был назначен заместителем главного конструктора ОКБ, вел работы по турбовинтовому пассажирскому самолету Ил-18 и приемке его в эксплуатацию.

С 1964 года занимал должность главного конструктора и первого заместителя генерального конструктора Сергея Ильюшина. Работал над проектом по созданию и запуском в серийное производство дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. В июле 1970 года по рекомендации Сергея Ильюшина, ушедшего на пенсию по состоянию здоровья, Генрих Новожилов был назначен Советом министров СССР генеральным конструктором, ответственным руководителем предприятия.

Под руководством Генриха Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации Ил-76. Впоследствии на его базе спроектированы военно-транспортные самолеты Ил-76МФ и Ил-76МД; Ил-76К, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости; летающий госпиталь Ил-76МД "Скальпель" и др. Авиаконструктор руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. При участии Новожилова были созданы Ил-96МО (опытный самолет с американскими двигателями и оборудованием) и Ил-96Т (грузовой), Ил-103 (легкий многоцелевой), Ил-114, Ил-114-100.

В декабре 2005 года в возрасте 80 лет Генрих Новожилов оставил пост руководителя предприятия. С 2006 года он занимал должность главного советника по науке генерального директора - генерального конструктора ОАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина".

Входил в редакционный совет национального авиационного журнала "Крылья Родины".

Являлся членом ВКП(б), затем КПСС (1951-1991). Избирался депутатом Верховного совета СССР (1974-1989), народным депутатом СССР (1989-1991). Входил в состав Госкомитета обороны и госбезопасности ВС СССР.

Был одним из инициаторов проведения Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. В 1992 году авиаконструктор со своим предприятием участвовал в первой российской выставке "Мосаэрошоу", с которой и ведет историю МАКС.

Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Лауреат Ленинской премии (1970; за создание дальнемагистрального самолета Ил-62), премии правительства РФ 2005 года в области науки и техники (2006; "за комплексные экспериментальные исследования моделей летательных аппаратов различного назначения в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128").

Награжден тремя орденами Ленина (1969, 1971, 1981), орденами "Знак Почета" (1957), Трудового Красного Знамени (1966), Октябрьской революции (1975), Дружбы народов (1992; за проведение выставки "Мосаэрошоу-92"), "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени (2016, 2000, 1995). А также многими медалями, в их числе "Серп и молот" (1971, 1981), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и др. Отмечен наградами ряда зарубежных стран.

Имел золотую медаль им. А.Н. Туполева (1991; "за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники") - награда АН СССР. 20 октября 2014 года в Центре международной торговли в Москве Генрих Новожилов был объявлен победителем конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2013 года ("за личный вклад в развитие авиационной промышленности").

Являлся почетным авиастроителем (1983), заслуженным конструктором РФ (2005).

Являлся автором научных работ по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях и др.; 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами. Написал книгу "О себе и самолетах" (вышла в 2011 году тиражом всего 500 экземпляров).

Супруга - Людмила Ивановна Новожилова (Лисина; родилась в 1933 году), филолог. Сын - Сергей (родился в 1967 году), авиаинженер.

Читать на tass.ru
Теги