Противостояние Петра Чайковского и "Могучей кучки": как сформировалась опера в России
21 марта 185 лет назад родился Модест Петрович Мусоргский, русский композитор, автор опер "Борис Годунов" и "Хованщина", член балакиревского кружка, также известного как "Могучая кучка".
1860–1870-е годы были в России временем реформ и бурных дискуссий о судьбе страны. В музыкальной сфере ярким явлением стала деятельность членов "Могучей кучки": Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Цезаря Кюи и их наставника Милия Балакирева. Все они были самоучками и часто совмещали музыкальную деятельность с основной профессией: Бородин был химиком, Мусоргский — сначала офицером, а потом чиновником, Кюи — военным инженером.
В историю вошел их спор с основателем первой русской консерватории Антоном Рубинштейном и его учеником Петром Чайковским. И хотя взгляды членов балакиревского кружка и сторонников консерваторского образования были зачастую противоположными, вместе они завершили процесс формирования национальной музыкальной традиции, вершиной которой в то время стала опера.
Подробнее об идейном споре русских композиторов XIX века и созданных ими операх — в инфографике ТАСС.