Губернатор Краснодарского края: в регионе есть возможности для отдыха на любой кошелек
Краснодарский край на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) представит проект создания кинокластера. Для его реализации у региона имеется большой потенциал: край обладает богатыми природно-климатическими ресурсами, также с 2021 года на Кубани начал действовать закон о частичной компенсации затрат кинопроизводителям. О том, почему Краснодарский край претендует на право стать российским аналогом Голливуда и за счет чего даже в условиях повышенного спроса на курортах Кубани может отдохнуть турист с любым кошельком, рассказал в интервью ТАСС на площадке ПМЭФ губернатор региона Вениамин Кондратьев.
— Вениамин Иванович, ранее вы уже анонсировали, что одним из ключевых проектов, которые Краснодарский край представит на ПМЭФ в 2021 году, станет проект по созданию в регионе кинокластера. Почему такой кластер должен появиться именно в Краснодарском крае?
— Для многих наших кинематографистов Кубань — это уже один большой кинокластер. Вспомните Советский Союз — в Краснодарском крае всегда снимали фильмы. Наша природа, географические особенности — готовые декорации практически для любого жанра. Поэтому, когда мы говорим о развитии отрасли кинематографии на Кубани, то правильнее будет все же говорить о ее возрождении.
Сегодня у Краснодарского края есть все возможности, чтобы стать русским Голливудом. Сейчас на территории края снимают 16 картин. В пандемийный 2020 год — 20. В прошлом году у нас снимали фильм "Семейный бюджет", прокатчиком выступает международная компания Universal. Картина выйдет на экраны осенью этого года. С индийскими компаниями ведем переговоры. Самые популярные места для съемок, конечно, побережье — Сочи, Геленджик, Анапа, Новороссийск.
— Какие преимущества есть у региона для появления российского аналога Голливуда?
— Конечно, мы понимаем, чтобы получить экономический эффект, нужно для начала вложиться самим. И на это был запрос со стороны бизнеса — о программе ребейта мы стали говорить как раз на одном из форумов в Петербурге. С этого года возвращаем 20% затрат при организации съемок на Кубани. Создали кинокомиссию Краснодарского края — это точка входа для всех, кто хочет получить поддержку региона, причем необязательно финансовую.
И, безусловно, у меня как губернатора здесь есть свой интерес — это повышение престижа региона, его узнаваемости, это еще один способ рассказать жителям России, зарубежных стран, какой удивительной, разной может быть наша Кубань. Показать ее по-настоящему безграничные возможности, в том числе вот таким способом — через призму большого кино. Плюс — это дополнительные инвестиции в регион, рабочие места, налоги.
— Принцип кластеризации для Краснодарского края не нов, и применяется он в основном в одной из ключевых для экономики края — туристической отрасли. И именно туризм на Кубани оказался в последние два года в центре внимания россиян — местные курорты в условиях пандемии коронавируса научились обеспечивать жителей страны безопасными условиями отдыха. Насколько конкурентоспособны сейчас курорты края и как они будут бороться за туристов после снятия ограничений за рубежом?
— Еще в 2019 году, перед пандемией, край принял более 17 млн туристов. И это говорит о том, что мы и до ограничений на международном туристическом рынке успешно конкурировали с зарубежными курортами. И прогнозы на текущий сезон действительно хорошие.
Безусловный драйвер конкурентоспособности наших курортов — появление отелей, которые работают под международными брендами — Marriott, Hilton, Ibis. Всего их около 40. С одной стороны, это говорит о признании качества нашего туристического продукта со стороны международного бизнеса, с другой — появление таких объектов задает стандарт качества, на который начинают ориентироваться и местные отельеры. В целом, когда мы говорим о полноценном круглогодичном курорте, у нас фактически уходит понятие сезонной работы, сезонных сотрудников. Это напрямую влияет на качество обслуживания. Людей не приходится каждое лето учить заново, наши туристы получают сразу высокий уровень сервиса.
Сегодня мы активно развиваем популярный сегмент — "все включено" и "ультра все включено". Уже 80 отелей используют эти форматы. В основном они работают в приморских туристических центрах: в Анапе, Сочи, Геленджике.
— Инфраструктура, о которой вы говорите, ориентирована на более состоятельных гостей края. А каковы возможности для людей с другим кошельком?
— Сегодня есть спрос на отдых высокого уровня. И мы сейчас на уровне края как раз предпринимаем ряд в том числе законодательных инициатив, чтобы такие предложения для туристов создавать. Но мы не собираемся создавать отдельные курорты "для богатых" и "для бедных". Кластерный подход подразумевает, что в одном месте создаются условия для самых разных ценовых сегментов. В крупных туристических центрах Краснодарского края уже давно сформирована "лестница" доступности: то есть существуют возможности для отдыха на любой кошелек.
В настоящее время в работе находится четыре туристических кластера — это "Абрау-Утриш", "Веселовка-Голубицкая" в Темрюкском районе, "Изумрудный мир" в Туапсинском районе и "Кудржипский" в Апшеронском районе. Природный потенциал позволяет создавать условия для развития не только традиционного морского туризма, но и горного, экскурсионного отдыха.
— Туристическая привлекательность края способствует популярности этой отрасли у инвесторов, которые готовы вкладывать в строительство новых объектов и инфраструктуры отдыха, и жилья. При этом в последние годы в регионе вводятся ограничения на строительство на прибрежных территориях. Не мешают ли инвесторам такие меры?
— Высотное жилищное строительство в 500 метрах от берега моря мы в принципе запретили. И наши отельеры объективно выдохнули — у них появилась реальная возможность эту землю получить, потому что конкурировать с застройщиками, перекрывать цену, которую они могли предложить за участки, было невозможно. И мы могли наше побережье просто потерять. Сейчас, когда эту проблему сняли, переходим к вопросам качественной застройки уже со стороны гостиничного бизнеса.
Недавно мы приняли в первом чтении закон о так называемой каскадной застройке на побережье. Речь идет именно об отелях и гостиницах. Нам важно сохранить вид на море, чтобы наши жители, наши туристы не в бетонные стены упирались на набережных. Поэтому, если будет строительство на условной первой линии — до 100 метров от берега, высота зданий не должна составлять более 21 метра. И эти отели как раз и будут премиум-сегмента.
— А в Сочи этим летом мораторий на многоэтажное строительство начнет действовать не только на прибрежных территориях, а повсеместно во всем городе…
— Не совсем согласен с формулировкой вопроса. Мы не вводим мораторий на жилищное строительство, а говорим об ограничении строительства многоэтажных домов. Это непопулярная, но в сегодняшних реалиях — вынужденная мера. Сейчас огромный спрос на жилье в Краснодарском крае и особенно в Сочи. И понятно, что бизнес стремится заработать на этом. Но моя задача, как главы региона, — в первую очередь думать о том, каким в итоге мы оставим наши города следующим поколениям. Продумать такую градостроительную политику, чтобы на долгие десятилетия вперед оставить его комфортным курортным городом как для жителей, так и для туристов, а не очередным спальным районом.
И это возможно сделать только такими непопулярными методами. Нам нужно жестко остановить хаотичную застройку курорта. Мы не запрещаем строить, наша задача — сбалансировать интересы жителей, строительной, санаторно-курортной отраслей. И сделать это нужно уже сегодня, чтобы завтра мы могли перейти к комплексному строительству.
Многие хотят жить на Кубани, покупают квартиры, но, когда переезжают, начинаются логичные вопросы: где будут учиться их дети, где получать лечение, и справедливо обращают их к власти, а не застройщикам. Поэтому мы должны начать работать на опережение, использовать экономические возможности муниципалитетов и региона, участвовать в федеральных программах, активнее привлекать внебюджетные источники.
— Сочи в этой части станет экспериментальным? Опыт планируется распространять и на другие города края?
— Строить новое жилье комплексно должны все города и районы края. Сейчас для этого разрабатываем единый механизм, при котором нельзя выдать разрешение на строительство без предварительного согласования комплексного плана застройки территории. Этот план будет включать строительство социальных объектов, коммунальную инфраструктуру исходя не только из действующих нормативов, но и из реальной потребности жителей новых многоэтажек в детских садах, школах, медицинских учреждениях, зеленых зон и парковок. И, к слову, сегодня все больше предпринимателей понимают социальную ответственностью перед жителями и стремятся строить комфортное жилье.
— Тема ПМЭФ в этом году — "Снова вместе. Экономика новой реальности". Драйверами экономики Краснодарского края являются не только туризм и сельское хозяйство, но и промышленность. В новой реальности промышленного сектора экономики региона один из успешных примеров возрождения предприятий — старейший завода имени Седина, его правопреемник Южный завод тяжелого станкостроения (ЮЗТС) выполняет большие госзаказы, экспортирует продукцию за рубеж. Каковы дальнейшие перспективы региона в этой отрасли?
— Что касается ЮЗТС: одно предприятие — это фактически целая отрасль. Уникальный пример. Потерять его значило бы отказаться от отрасли станкостроения в Краснодарском крае, от налогов, которые мог бы получить региональный бюджет. Мы нашли инвестора, сегодня предприятие уже наладило серийное производство инновационных металлообрабатывающих станков. Восстанавливаем Армавирский завод газовой аппаратуры. С прошлого года на предприятие пришел новый арендатор, сейчас там выпускают 450 тыс. газовых водонагревателей в год. При тех строительных объемах, которые сегодня есть в крае, такое производство необходимо. Мы такое предприятие тоже не могли потерять.
И здесь важно быть реалистами и понимать, что помощь в восстановлении мы оказываем тем производствам, которые нужны сегодняшней экономике. Нет смысла "оживлять", искать инвесторов, если объективно понимаем, что в дальнейшем эти предприятия не будут успешными. Но и в этом случае есть выход — мы стремимся вовлекать в оборот площадки предприятий, которые уже объективно не смогут работать, но имеют готовые коммуникации, подъездные пути и так далее. Это тоже вклад в экономику.
Шесть лет назад мы сделали ставку на развитие промышленности в крае и сейчас видим, что это решение было верным. В 2015 году даже не было региональной программы поддержки отрасли, финансовых инструментов для развития предприятий. Мы начали формировать этот механизм с 2016 года — приняли отраслевую госпрограмму, заложили первые 14 млн рублей. Через два года, при поддержке президента, запустили региональный Фонд развития промышленности объемом 500 млн рублей. На сегодняшний день его капитализация составляет уже 2 млрд рублей, а к следующему году достигнет 5 млрд рублей.
Редакция региональных новостей