7 ИЮН, 09:00

Глава "Полюса": производимое нами золото можно назвать "зеленым"

О том, как внимание к операционной эффективности наряду с новыми инвестиционными проектами позволяет "Полюсу" поддерживать лидерство на мировом рынке, какие тренды преобладают в отрасли и что компания планирует делать в рамках борьбы с изменением климата, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор "Полюса" Павел Грачев. 

— "Полюс" — одна из крупнейших мировых золотодобывающих компаний. Какова ваша бизнес-модель и за счет чего вы планируете укреплять свои лидерские позиции?

— Наша стратегия предполагает в первую очередь создание стоимости за счет органического роста и непрерывного повышения эффективности. У нас богатый опыт в области оптимизации активов и управления проектами, который позволяет эффективно осваивать обширную минерально-сырьевую базу. На сегодня — крупнейшую среди золотодобывающих компаний мира.

Для этого мы повышаем производительность действующих активов, а также запускаем новые фабрики на месторождениях. Параллельно создаем в "Полюсе" новую культуру производства, которая подразумевает и культуру эффективности, и культуру безопасности.

Все эти факторы позволяют нам наращивать производство, сохраняя при этом ведущее положение по себестоимости производства в отрасли. Общие денежные затраты (TCC) на конец 2020 года составили $362 на унцию. С 2013 года это показатель фактически снизился в два раза. И это одновременно с ростом производства за последние семь лет более чем на 60% — до 86 тонн в 2020 году. Если в 2014 году мы занимали десятое место среди крупнейших золотодобывающих компаний мира, то по итогам прошлого года стали уже четвертыми.

— За счет чего конкретно удается поддерживать такую динамику роста?

— У нашего роста два главных источника. Во-первых, проекты развития действующих активов. Они позволили расшить "узкие места" в карьерах и на фабриках и серьезно нарастить операционные показатели. Во-вторых, завершение строительства и вывод на проектную мощность нового предприятия — Наталкинского ГОКа.

— Реализация проектов развития действующих активов продолжается?

— Да. Ключевой сегодняшний подобный проект — строительство новой ЗИФ-5 на месторождении Благодатное. Мощность фабрики — 8 млн тонн руды в год, запуск намечен на 2025 год. Годовой объем производства, как ожидается, составит 12 тонн золота.

В конце мая мы также завершили проект по увеличению производительности Вернинской ЗИФ. Он стартовал в четвертом квартале 2019 года и был завершен с опережением графика. ЗИФ уже вышла на целевую часовую производительность 450 т/ч и в пересчете на годовой показатель работает с производительностью 3,5 млн тонны руды. Капитальные затраты по проекту составили около $60 млн.

Также в стадии реализации увеличение годовой производительности фабрики на Наталке до 12,5 млн тонны руды. Мы рассматриваем возможность дополнительно нарастить мощность Куранахской ЗИФ. Все это — параллельно с системной работой по повышению операционной эффективности и проектами цифровой трансформации.

— Вы рассказали о крупных инвестиционных проектах. А меняется ли что-то в ежедневной работе?

— Задача прежде всего в трансформации производственной культуры. Формирование и развитие нашей производственной системы — сложный комплексный процесс. После пяти лет работы в этом направлении мы видим, как изменилось отношение людей и повысился уровень эффективности наших процессов на местах. Я говорю о стремлении сотрудников бороться с потерями в производственных процессах и при этом повышать безопасность труда. За последние пять лет нашими сотрудниками было подано больше 36 тыс. предложений по изменениям. Более половины из них направлены на улучшение условий труда и повышение уровня безопасности. Мотивационный фонд прямых выплат по программе за прошлый год составил около 17,5 млн рублей.

Если говорить о программе тотальной оптимизации производства (проектах по повышению операционной эффективности за счет точечных мер с низким уровнем капзатрат), то она принесла нашей компании более 16,5 млрд рублей прямых экономических эффектов. Важно не забывать, что 50% от этих средств направляется в фонд социального развития бизнес-единиц.

— Термин "цифровизация" сегодня постоянно в повестке, хотя в реальности только 40% компаний реализуют диджитал-стратегии более трех лет. Каков подход "Полюса" в области цифровой трансформации?

— Мы не выделяем цифровизацию из трансформации бизнеса в целом. На наш взгляд, внедрять цифровые решения — здесь не важно даже, комплексно или отдельно — без структурных преобразований во всей компании не эффективно. Трансформация для нас — часть большого процесса, портфель связанных инициатив, проектов и программ. Цифровые инструменты встроены в эти программы.

Можете привести пример такой комплексной инициативы?

— Трансформация процессов управления производственными активами, по сути — оборудованием. Она включает порядка десяти проектов, в том числе разработку и внедрение технической политики, инструментов диагностики, надежности, формирование оргструктуры и постановку целей соответствующей функции, создание баз данных оборудования и нормативов и многое другое. Все это также тесно связано с внедрением ERP, за счет которой обеспечивается интеграция функции управления активами с другими — материально-техническим обеспечением, учетом и др.

При этом эффективная трансформация и внедрение цифровых решений невозможны без инвестиций в людей. В итоге именно люди работают с цифровыми инструментами. Искусственный интеллект, безусловно, тоже развивается, но заменить человека в нашей отрасли еще долго не сможет.

Поэтому комплексный подход — это в том числе изменение оргструктуры компании, обучение сотрудников и формирование правильной системы мотивации, целеполагания. Это важно и на этапе внедрения решений, и после их запуска.

— Часто приходится слышать о вреде золотодобычи для экологии. Насколько серьезна эта проблема?

— Как любая производственная деятельность, золотодобыча влияет на окружающую среду. И здесь нет какой-то чудесной технологии, которая позволила бы добывать золото без воздействия на природу. Наша главная задача — сделать его минимальным.

Это не только желание самой компании. Высокие требования к устойчивому развитию предъявляют самые разные категории стейкхолдеров "Полюса". Мы, в свою очередь, постепенно ужесточаем подход в этой области по отношению к нашим партнерам, поставщикам и подрядчикам. У нас есть четкое понимание, что, если компания не занимается ESG, она рано или поздно может столкнуться с проблемами в целом ряде сфер.

Наше внимание к вопросам экологии подтверждается, например, ESG-рейтингами. По ним мы занимаем одно из лидирующих мест в России и на равных конкурируем с другими глобальными золотодобывающими компаниями.

Сможем ли мы когда-нибудь говорить о "зеленом" золоте?

— На мой взгляд, производимое нами золото в значительной степени можно назвать "зеленым".

Во-первых, производство золота как таковое наносит меньший урон природе, чем добыча ряда других металлов. Так, на доллар произведенной стоимости выбросы при производстве золота почти в шесть раз меньше, чем в случае с алюминием, и в 11 раз меньше, чем при производстве стали.

Во-вторых, "Полюс" активно внедряет лучшие экологические практики. Мы провели серьезную работу по переводу активов на электроэнергию из возобновляемых источников, сейчас они покрывают 100% наших потребностей. Почти 94% воды, используемой в наших производственных процессах, используется повторно. "Полюс" в прошлом году потратил на природоохранные мероприятия более 500 млн рублей, в том числе 200 млн — на очистку воды.

"Полюс" вместе с партнерами по Международному совету по горному делу и металлам (ICMM) принимал участие в разработке стандарта по управлению хвостохранилищами. Я лично участвовал в специальной рабочей группе руководителей компаний по обсуждению этого документа.

Компания активно включена в глобальную климатическую повестку и сейчас разрабатывает собственную климатическую стратегию с целью представить научно обоснованные цели по снижению своего углеродного следа.

— Какие еще вызовы помимо роста внимания к экологической повестке вы видите для себя и других компаний в ближайшие годы?

— С операционной точки зрения большинство золотодобывающих компаний сейчас сталкиваются с постепенным истощением ресурсной базы. Глобально наблюдается как количественное снижение запасов, так и падение содержания золота в руде, что, как ожидается, негативно повлияет на объемы мирового производства на горизонте ближайших десяти лет.

Учитывая этот тренд, на первый план выходит способность противостоять истощению ресурсной базы, качественно восполняя ее. Мы продолжаем развитие Сухого Лога, одного из крупнейших неразработанных золотых месторождений в мире. Его запуск позволит существенно нарастить объемы выпуска золота от текущих уровней. Кроме того, мы уже сейчас задумываемся о том, какие проекты мы будем развивать после запуска этого предприятия — уже сейчас мы активно инвестируем в геологоразведку на флангах и новых площадях и занимаемся проработкой проектов, которые могут быть запущены уже после 2030 года.

­Беседовал Максим Корчагин​​​​​​

Читать на tass.ru