Руководитель депобра Москвы: мы делаем все возможное, чтобы учебный год начался безопасно
Воспитанники московских образовательных учреждений из года в год улучшают свои достижения на конкурсах и олимпиадах, принося городу немало побед, а власти столицы активно внедряют проекты, которые помогают детям развиваться в комфортных и творческих условиях. Здания-трансформеры, школьные рестораны по идеям воспитанников, учебные дни в музеях, современные лаборатории и многие другие новшества стали реальностью для учащихся и педагогов в Москве. О том, как меняется столичное образование, в преддверии нового учебного года в интервью ТАСС рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента образования и науки города Александр Молотков.
— Совсем недавно внимание всего мира было приковано к летним Олимпийским играм, а школьников в это же время ждали свои интеллектуальные олимпиады — международные, где москвичи неизменно в числе победителей. Какие победы дети принесли городу в 2021 году и каким образом столица поддерживает таких ребят?
— Действительно, нынешние июль и август стали по-настоящему олимпийскими не только для российских спортсменов, за которых болела вся страна. Это еще и время международных предметных олимпиад, где мы тоже болеем за наших талантливых школьников. И если спортсмены своими победами показывают всю пользу массового спорта, то успехи школьников на международных олимпиадах стимулируют ребят заниматься наукой.
Уже прошли международные олимпиады по информатике, математике, биологии, географии, физике и химии, и все москвичи завоевали награды, большинство из них — высшего достоинства. Сейчас у нас 17 медалей, из них 13 — золотые. А впереди еще международная олимпиада по астрономии и астрофизике, а также естественно-научная олимпиада юниоров.
Если еще 10 лет назад успехи москвичей на международном уровне были эпизодическими, то сейчас наши ребята составляют основу национальной команды. За последние три года более половины всех наград российской сборной и золотых медалей — на счету москвичей. Такой успех стал результатом работы по поддержке и развитию талантов учеников, которая ведется в городе. В первую очередь, это массовая работа: современные онлайн-курсы, которые столичный Центр педагогического мастерства создает по всем предметам, кружки в шаговой доступности, проект "Математическая вертикаль" и материалы МЭШ.
Наши медалисты начинают свой путь к победе на международных состязаниях с участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады, Московской олимпиаде школьников и Турнире имени М.В. Ломоносова. А уже затем ребята попадают в выстроенную систему подготовки, где с ними занимаются преподаватели ведущих школ и вузов города. Московские школьники посещают занятия в Центре педагогического мастерства, участвуют в интенсивных сборах в течение года. Это позволяет им успешно конкурировать за место в команде России, а затем участвовать в сборах по подготовке к международным олимпиадам.
— Новый учебный год уже на пороге. Расскажите, как готовятся к нему столичные учреждения образования?
— Лето для нас — это самая горячая пора. Вовсю идет подготовка образовательных учреждений к приему учеников. Сейчас мы проводим текущий ремонт более 3 тыс. зданий образовательных организаций, силами префектур завершается благоустройство школьных территорий.
Пока же мы делаем все возможное, чтобы учебный год начался безопасно и здоровью детей и взрослых ничто не угрожало. Победить коронавирус мы можем, только создав коллективный иммунитет. Педагоги города понимают ту ответственность, которая лежит на них. Поэтому уже сегодня больше 80% всех работников образовательных организаций Москвы — школ, детских садов, колледжей и дворцов творчества — привились от коронавируса. Так что мы все вместе готовимся к безопасному старту нового учебного года.
— В Москве возводят все больше современных школ с необычными фасадами, классами-трансформерами, IT-полигонами, мини-садами. Расскажите о самых интересных и необычных проектах, далеких от типовых. Примут ли подобные здания школьников в этом учебном году?
— Столица строит школы, удобные и для детей, и для педагогов. Причем школьная архитектура уже сейчас отвечает самым современным требованиям, а здания-новостройки ни в чем не уступают мировым образцам. Но мало просто возвести красивую, хорошо оснащенную школу, она должна быть максимально комфортной. В новых зданиях мы стараемся менять логистику учебного и внеурочного процесса: в них дети меньше перемещаются между кабинетами в течение дня, поэтому у них больше времени на переменах для отдыха, общения с друзьями, настраивания на следующий урок. Трансформируемые помещения позволяют конструировать и реализовывать разнообразные интересные форматы занятий. В новых зданиях для ребят оборудуются удобные места для самоподготовки, ранее пустовавшие рекреационные пространства наполняются уютом, у учеников появляются шкафчики для личных вещей.
К началу учебного года мы запланировали открыть 25 школьных зданий и детских садов. Это не только Новая Москва, где идет активное жилищное строительство, но и школы в Северном и Западном административных округах. Готовится встретить учеников школа на 1 900 мест в районе Левобережный. Верхний этаж этого здания отведен под медицинские, технологические, IT-классы. Создано удобное трансформируемое школьное пространство с раздвижными перегородками. Здесь есть даже кинофотолаборатория.
— В Москве вот уже несколько лет школы готовят будущих врачей, инженеров, IT-специалистов. Какие из предпрофессиональных классов самые востребованные? Станет ли больше в них учеников с 1 сентября?
— Одно из наших главных достижений заключается в том, что качественное образование теперь доступно независимо от места проживания в столице и у каждого учащегося есть все возможности для раскрытия своих талантов и способностей. В больших московских школах, которые пришли на смену маленьким, ребята могут выбрать между несколькими профилями обучения, понять, что им больше по душе, и определиться с будущей профессией. Для этого в школах открыты медицинские, инженерные, академические, кадетские, педагогические, атомные, курчатовские, предпринимательские и IT-классы.
Школы оснащены новейшими лабораторными комплексами, компьютерной техникой. Специализированная образовательная среда помогает ребятам сделать осознанный выбор своего дальнейшего пути, связать свое будущее с наукой, прикладными разработками или производственной сферой. Благодаря этому профильные вузы получают совсем других первокурсников — мотивированных на учебу, серьезно настроенных на получение профессии и высшего образования. В этом учебном году в предпрофессиональных классах будет учиться почти половина московских старшеклассников.
— Столичное образование — это не только школы, но и колледжи, популярность которых растет с каждым годом. С чем это связано? Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов? Появляются ли новые направления подготовки?
— Сегодня мы уверенно говорим, что в колледжи поступают осознанно, так как здесь готовят высококлассных специалистов по современным, интересным и необходимым Москве специальностям. Популярность среднего профессионального образования объясняется еще и тем, что это возможность получить востребованную профессию с гарантией трудоустройства на ведущие предприятия города после окончания учебы или даже во время нее. В каждом из 50 столичных колледжей созданы центры содействия трудоустройству, заключаются договоры с работодателями о прохождении практики. Выпускников наших колледжей ждут на научно-производственных предприятиях, в Росатоме, Гохране, Московском метрополитене, на Московском центральном кольце, в аэропортах, на предприятиях бытового обслуживания и гостиничного сервиса.
Наиболее востребованы у выпускников школ при поступлении в колледжи такие направления подготовки, как "Информационные системы и программирование", "Графический дизайн", "Поварское и кондитерское дело", "Гостиничное дело", "Системное администрирование", "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей".
Все наши колледжи учат студентов востребованным и перспективным компетенциям. Например, Образовательный комплекс градостроительства "Столица" обучает проектированию 3D-печати в строительстве, а Колледж железнодорожного и городского транспорта — техническому обслуживанию и ремонту электромобилей и электробусов. Постоянный анализ рынка труда позволяет колледжам своевременно реагировать на изменения, предлагая жителям города новые интересные профессии и специальности.
— Среди молодежи особенно популярны чемпионаты WorldSkills. Какие результаты показывают столичные школьники и студенты колледжей в этих соревнованиях? Как идет работа над продвижением стандартов WorldSkills в московских учебных заведениях?
— Москвичи ежегодно становятся победителями национального и международных чемпионатов WorldSkills. Такой успех объясняется тем, что столица предоставляет юным горожанам большое количество возможностей реализовать себя, еще в школе определиться с будущей профессией, пройти обучение в современных лабораториях, получить работу по специальности после окончания колледжа.
Так, на базе колледжей в лабораториях с использованием инновационного и высокотехнологичного оборудования проходят уроки технологии для учеников 5–9-х классов. А в рамках проекта "Профессиональное обучение без границ" старшеклассники, посещая занятия в колледжах, могут получить свидетельство о профессии. Такая возможность есть у каждого школьника Москвы.
Кроме того, в конце обучения учащиеся колледжей сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia. По итогам прохождения испытания выпускникам выдается skills-паспорт с оценкой за экзамен. На данный момент в колледжах создано 329 центров проведения демонстрационного экзамена и 45 специализированных центров компетенций — это площадки, аккредитованные Союзом WorldSkills и отвечающие всем мировым тенденциям в подготовке высококвалифицированных специалистов.
На VIII Национальном чемпионате WorldSkills Russia — 2020 сборная Москвы стала абсолютным чемпионом, завоевав 123 золотых, 47 серебряных и 13 бронзовых медалей. Это сделало столичную команду самой результативной в истории движения WorldSkills. Кроме того, 39 колледжей Москвы и МГПУ входят в топ-100 лучших образовательных организаций России по версии WorldSkills Russia. Три года назад в сотню лучших входили только 17 колледжей. Сейчас сборная Москвы выступает в финале IX Национального чемпионата "Молодые профессионалы" в Уфе.
Еще одно достижение столицы — это чемпионаты профмастерства для детей KidSkills. Расширяется возрастная линейка их участников, в нынешнем году будут компетенции для детей 5–7 лет. Пятилетние начинающие профессионалы — это не фантастика, мы стараемся помочь сделать первые шаги в мире профессий как можно раньше.
— Школьное образование в столице вышло за пределы классных кабинетов. Например, уроки теперь проходят в музеях. А на каких еще городских площадках проводятся занятия?
— Столица сегодня превратилась в огромное образовательное пространство, где каждый школьник найдет занятия по интересам. Площадками для получения новых знаний, умений и навыков стали не только школы и дворцы творчества, но и вузы, производственные предприятия, музеи, учреждения науки и спорта.
А если говорить о музейных уроках, то благодаря сотрудничеству с департаментом культуры для столичных школьников занятия проходят в 24 музеях города. С помощью проекта "Учебный день в музее" ребята приобщаются к богатому культурно-историческому наследию нашей страны, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, работают с экспозициями, ищут ответы на вопросы. Наибольшей популярностью у школьников пользуются уроки в Музее космонавтики, Дарвиновском музее, музее-заповеднике "Царицыно".
И конечно, нельзя не упомянуть о совместном проекте с Музеем Победы, начатом по инициативе мэра Москвы в мае 2021 года. Речь идет об интерактивных занятиях-квестах в музейной экспозиции "Подвиг народа". Уникальный формат предоставления информации о Великой Отечественной войне, атмосфера погружения в эпоху, подача материала, соответствующая возрасту юных посетителей, — все это помогает формировать у сегодняшних школьников чувство сопричастности к подвигу, гордости за свою страну. Уже более 10 тыс. ребят смогли бесплатно посетить музей на Поклонной горе.
— Как столичные школьники оценивают проект по превращению столовых в рестораны с дизайнерским оформлением? Сколько объектов уже прошли такую модернизацию? Сами ребята могут поучаствовать в качестве дизайнеров школьных ресторанов?
— Для учащихся проект "Мой школьный ресторан" — это не просто ремонт и оснащение столовой современным оборудованием. Это возможность проявить себя, внести большой вклад в создание места, где можно не только пообедать, но и с комфортом отдохнуть на перемене в компании друзей. В этом и суть проекта — повысить культуру питания детей, использовать школьную столовую не только чтобы поесть, но и как место общения. Нельзя забывать и про эстетическую сторону. Когда дети возвращаются после каникул в школу и вместо старого обеденного зала видят яркую, современную и уютную столовую, их восторгу нет границ.
Проект основан на коллективном творчестве. В каком стиле будет оформлена столовая, решают сами ученики и учителя. Участникам предлагается разработать дизайн-проект интерьера обеденного зала. Это могут быть как коллективные, так и индивидуальные работы. Поступившие на конкурс работы оценивает жюри и определяет финалистов. Затем дизайн-проекты школьников дорабатываются профессиональными дизайнерами, переводятся в 3D-формат. И начинаются ремонтные работы.
На конкурс школьники присылают огромное количество работ, и все они удивительно разные. "Алые паруса", "Поэты Серебряного века", "Фигуры в геометрии", "Планеты Солнечной системы", "Авиация", "Союзмультфильм", "Старая Таганка" и множество других. Выделить лучшие реализованные проекты сложно, ведь для каждой школы свой проект — особенный. Но можно отметить школьные рестораны, где преобладают инсталляционные работы: подсветка и разнообразные арт-объекты, которые были созданы вручную.
Проект развивается и идет в ногу со временем. Сейчас кроме нового дизайна столовой ученики получают и новые тематические блюда в меню. В каждом новом ресторане, согласно его концепции, появляется фирменное блюдо. Например, если зал будет посвящен Италии, то в меню войдут несколько национальных блюд этой страны. На данный момент к проекту "Мой школьный ресторан" присоединилось уже 200 учреждений образования.
— Насколько в Москве сейчас востребована профессия учителя? На какие условия сейчас могут рассчитывать молодые специалисты после окончания вузов?
— Московские школы сегодня являются самостоятельными практически по всем направлениям работы. И кадровая политика — не исключение. Директор и управленческая команда сами осуществляют набор подходящих педагогических работников и определяют их количество.
Кадрового дефицита в школах Москвы давно уже нет. В том числе потому, что обеспечена высокая конкурентоспособная заработная плата педагогов. Это позволяет директорам осуществлять набор высококвалифицированных и компетентных кадров. Минимальная зарплата учителя при условии работы на полную нагрузку — 78 тыс. рублей, а средняя зарплата по городу — 117 тыс. рублей. Как только зарплаты в Москве повысились, увеличился поток лучших учителей из регионов, которые готовы были переезжать в столицу. И это также позитивно повлияло на качество образования.
Важно, что такие условия доступны и молодым педагогам, которые только начинают свой путь в профессии. Но возраст здесь не играет ключевую роль. На первый план выходят профессиональные умения и результаты детей, которые учитель должен обеспечить.
Если говорить о молодых педагогах, то перед ними открывается широкий спектр возможностей по трудоустройству. Уже на этапе обучения у студентов есть возможность познакомиться с профессией, например, участвуя в проекте "Ассистент учителя". На должность ассистента принимаются выпускники педагогических вузов. В их функциональные обязанности входит сопровождение образовательного процесса учеников в первых классах.
В рамках развития кадрового потенциала у педагогов есть возможность разностороннего повышения квалификации на базе центральных городских учреждений департамента образования и науки и вузов-партнеров. Есть возможность обучаться на магистерских программах и у лучших преподавателей. Также профессиональный рост и развитие поддерживается за счет участия педагогов в профессиональных конкурсах. Профессиональный рост и повышение квалификации — это одни из приоритетных задач московского образования. Для их решения как раз был создан Корпоративный университет.
— Что бы вы пожелали школьникам, студентам и педагогам в преддверии нового учебного года?
— Прежде всего — здоровья. За последнее время мы все осознали, какую ценность оно представляет. Поэтому давайте будем беречь друг друга. И конечно же, пусть в новом учебном году будет больше живого общения, которое никакие цифровые технологии, какими современными они бы ни были, не заменят.