30 АВГ, 10:00

Вице-губернатор: курортный сезон на Кубани сорван не будет, несмотря на ограничения

В Краснодарском крае в самый разгар туристического сезона из-за пандемии коронавируса приняли решение заселять в отели только привитых туристов. Эксперты прогнозировали существенное число отмен бронирований, но власти уже сейчас заявляют: турпоток ожидается почти на уровне допандемийного 2019 года, а сами туристы с пониманием отнеслись к этим ограничениям. О том, как будут развиваться курорты Кубани в будущем, зачем создаются новые яхтенные марины и как поддержат малых и средних предпринимателей, рассказал в интервью ТАСС вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель.

— Александр Александрович, начнем с самой горячей темы — туризма. Начиная с августа курорты Кубани принимают только вакцинированных туристов. Много ли отмен бронирований фиксируется сейчас?

— Нам пророчили большой процент отмены броней, озвучивались цифры даже до 70%, говорилось, что Краснодарский край собственными руками срывает курортный сезон. По факту мы не увидели такого большого процента отмены, это где-то до 17% аннулирования бронирований. На сегодняшний день количество отдыхающих на курортах — порядка полумиллиона человек. Если говорить сравнительно, то на шесть бронирований приходится одна отмена. Средняя загрузка достаточно хорошая — от 75% до 80%. К новым мерам все отнеслись с пониманием, они соответствуют эпохе времени. В целом по турпотоку мы идем примерно в том же темпе, что и в 2019 году. Здесь даже влияют не столько новые правила на заселение в регионе, сколько отношение к собственному здоровью, многие выбирают другие варианты: пересидеть где-то на даче с семьей и близкими. Я думаю, что около 14–16 млн туристов мы примем в этом году.

— Много туристов приезжают уже привитыми? Сколько туристов приняли решение сделать прививку на курортах края?

— Если говорить в процентах, то порядка 65% приезжают уже вакцинированными, 25% — это дети до 14 лет, которым не нужна вакцинация, и у нас остается 10%, львиная доля из которых уже переболевшие и люди с медотводом, 1–2% — люди, которые не привились и берут на себя обязательства вакцинироваться на территории края. По данным, которые нам предоставляет Минздрав Краснодарского края, за первые недели августа 500 человек вакцинированы. В целом с начала года, также по данным Министерства здравоохранения, уже более 22 тыс. жителей других регионов у нас вакцинировались, с учетом того, что мы и дополнительные места развернули, где могут прививаться люди, в том числе и в крупных отелях.

— В целом это лето для туристической сферы выдалось не менее сложным, чем прошлое. Помимо ограничений, связанных с пандемией, на Черноморском побережье несколько раз бушевала непогода, были повреждены объекты туристической инфраструктуры. Удалось ли все восстановить?

— Мы переселяли некоторых туристов, в том числе детей, из прогнозируемых зон подтоплений, достаточно плотно работали с последствиями. Наработанный опыт команды, профессионализм позволили быстро устранить все последствия. На сегодняшний день все курортные территории живут в штатном режиме.

— Теперь перейдем к самим туристическим объектам. В регионе достаточно мест размещения, но не раз говорилось, что не хватает объектов сегмента премиум. Что сейчас делается для увеличения их количества?

— Мы целенаправленно работаем в этом сегменте и на прошедшем ПМЭФ подписали соглашения именно по созданию санаториев, гостиниц четыре-пять звезд на 78 млрд рублей. Мы понимаем, что нужно расширять сегмент "все включено", "ультра все включено". У нас есть еще ряд проектов, соглашения по которым будут подписаны либо в ближайшее время, либо на Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2022 года.

 В целом сегодня в туристической сфере мы реализуем 65 проектов различной направленности на общую сумму 124 млрд рублей, идет большая реновация номерного фонда. Кроме того, если говорить о премиум-сегменте, впервые в истории Краснодарского края мы подготовили концепцию по развитию яхтенных марин. По концепции, у нас 23 марины, 19 из них на Черноморском побережье, четыре на Азовском. Мы подготовили соответствующие предложения в правительство РФ и в Ростуризм: где мы считаем необходимым поменять законодательство, где нужна помощь федерального центра для создания инфраструктуры яхтенных марин, чтобы эти позиции были включены в новый туристический нацпроект.

— Вы сказали про новый национальный проект по туризму. Готов ли регион к его старту? Что уже сделано?

— Да, мы целенаправленно готовимся к реализации нацпроекта на территории региона, в то же время мы считаем, что на сегодня национальный проект не охватывает всю потребность, которая есть у курортов, в том числе у нас в крае. Я бы выделил инфраструктуру: мы понимаем, что для развития курортных территорий необходимо работать с ливневой канализацией, с коллекторами, с глубоководными выпусками, чтобы действительно, какие бы погодные условия ни были, курортная инфраструктура не страдала. Второе, конечно, мы понимаем, что Краснодарский край и Крым — это основные направления для летнего пляжного отдыха. Но, к сожалению, пляжи сегодня деградируют, они размываются. Необходимо восстанавливать и расширять пляжи, чтобы люди не скапливались в одном месте. Третье — это детский отдых. Здесь мы тоже с коллегами нашими работаем, считаем, что детский отдых должен быть в национальном проекте как отдельное направление, потому что требует особого внимания. Нам нужно модернизировать номерной фонд, чтобы не только взрослый, но и детский отдых был максимально комфортным.

— В регионе делается упор на кластерное развитие, в том числе туристическое. Сейчас в регионе три таких кластера, планируется ли создание новых?

— Кластерное развитие наиболее перспективно, потому что позволяет в рамках одной территории создавать что-то новое и концептуально связанное между собой. По примеру Имеретинской низменности, где создавалось все с нуля. Сегодня мы реализуем уже три кластера: Абрау — Утриш (Анапа — Новороссийск), "Изумрудный мир" в Туапсинском районе и Веселовка — Голубицкая в Темрюкском районе, где есть инфраструктурные решения за счет федеральных и краевых средств. Также мы работаем сегодня над Благовещенкой в Анапе, интересен Апшеронский район (Курджипский), смотрим еще на Ейский, косу Должанскую — это перспективное направление, которому глобальное внимание еще не уделяется, но мы над этим уже работаем. Однако, чтобы начать работать, необходимо внесение изменений в законодательство. Мы сегодня и с Ростуризмом, и с корпорацией "Туризм.РФ", которая создана для работы с инфраструктурными ограничениями в таких кластерах, работаем над изменением законодательства, которое позволит выделить целую территорию и инфраструктурно над ней работать. Надеюсь, что до конца этого года в закон будут внесены изменения и в начале следующего мы уже сможем работать по этим территориям.

— Не отходя от темы кластерного развития территорий, расскажите, как складывается ситуация с индустриальными парками в регионе? Ранее вы не раз заявляли, что основную ставку в развитии промышленности край делает именно на них.

— На сегодня у нас три промышленных парка, которые включены в реестр Минпромторга РФ. Мы работаем над созданием целой сети промышленных парков. Я не отказываюсь здесь от своих слов, потому что промпарк — это подготовленная территория, со всей необходимой инфраструктурой, куда инвестор приходит и просто реализует проект. Сегодня при привлечении инвестиций мы ищем площадку, находим ее, смотрим, что есть с точки зрения инфраструктуры, обычно в большинстве случаев ее не хватает, либо она отсутствует вовсе. Это огромные затраты, это время. Территория в индустриальном парке уже готова для привлечения как российских, так и иностранных инвесторов. Это наиболее выгодное направление, и мы его будем развивать.

— С крупными игроками и инвесторами работа идет серьезная, а как обстоят дела у малого и среднего бизнеса в крае? Много предпринимателей приняли решение о закрытии бизнеса из-за пандемии?

— Если брать 2020 год, то мы видим, что закрылось всего 0,2% от всех предпринимателей края. Это примерно уровень статистической погрешности. Сегодня на территории региона работают порядка 266 тыс. предпринимателей. Здесь я бы о снижении количества предпринимателей говорил с осторожностью. Потому что, во-первых, у нас увеличение на 11 тыс. занятых в структуре МСП по итогам 2020 года — всего 884 тыс. занятых. Эта цифра говорит о расширении, о вовлечении большего количества работников нашими действующими предпринимателями. Также это может говорить о кооперационной связи, когда несколько предпринимателей из одной сферы объединяются под одним ИП, чтобы сократить налоги и упростить работу. Часть предпринимателей переходят в разряд самозанятых, в более удобный для них налоговый режим. Мы видим колоссальный рост количества самозанятых, практически в 2,5 раза. Их уже больше 101 тыс. человек, к слову, к концу прошлого года цифра была в районе 40 тыс.

— Какие меры поддержки пользуются спросом у предпринимателей? Планируется ли вводить новые?

— В регионе действительно множество различных мер поддержки, я бы их разделил на финансовые и нефинансовые. Нефинансовые — это и инжиниринговый центр, и центр прототипирования, и подготовка бизнес-планов, работа с нашими экспортерами по линии Центра поддержки экспорта. Финансовые меры поддержки: если говорить о Фонде микрофинансирования, то это займы с выгодными процентными ставками от 0,1% до 4,25%. Фонд развития бизнеса тоже существенно работает: мы посмотрели, за время его существования он позволил нашим предпринимателям привлечь кредитов на сумму более чем 15,5 млрд рублей. Сейчас уникальная вообще ситуация: самозанятые могут пользоваться такими же мерами господдержки, что и индивидуальные предприниматели. Плюс в этом году мы запустили новый акселератор в направлении экспорта. На сегодняшний день уже неплохие результаты — выпускники еще в процессе обучения заключили экспортных контрактов на сумму более 180 млн рублей. Основной упор мы делаем на обучение людей онлайн-торговле, бесплатному размещению на этих площадках. Работаем над остальными мерами господдержки, в том числе возим на выставки предпринимателей. Результаты колоссальные: например, мы ездили в Узбекистан, и продукцию многих наших предпринимателей раскупили прямо на стенде, не говоря о дополнительных контрактах, которые они заключают.

— Что сейчас в регионе делается для увеличения экспорта?

— У нас разработана целая нормативная база — Экспортный стандарт 2.0, — на которую мы перешли. Если про конкретные меры — здесь и "Экспортный форсаж", про который я уже говорил, и прямая связь с торгпредством, плюс сейчас мы работаем над возможным субсидированием логистических затрат, сертифицирования продукции, подготовки и обучения специалистов.

 Сегодня мы по поручению губернатора посмотрели наиболее приемлемые для нас страны по поставке товаров, потому что биться за какой-то рынок, где он уже сверхконкурентен, это не наша ниша, можно долго, но это не будет иметь никакой смысловой нагрузки. Мы же двигаемся там, где действительно можем составить конкуренцию.

У нас в регионе сегодня более 1,6 тыс. экспортеров. Причем 90% из них — это субъекты малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают примерно 30% экспорта. Но мы здесь должны говорить о несырьевом, неэнергетическом экспорте, который должен расти.

 Немного вернемся к тому, с чего начинали, — пандемии. Из-за коронавирусных ограничений отменены многие форумы. Каким образом сейчас удается поддерживать активность бизнеса?

— Часть мероприятий переведена в онлайн, мы в течение года проводим тысячи мероприятий разной направленности. Мы перешли, я бы сказал, на более точечные мероприятия. Где-то на уровне муниципальных образований, где-то по тематическим направлениям. Из наиболее значимых проектов могу выделить школу предпринимательства "Бизнес молодых", которая проводится по поручению губернатора. Это огромное мероприятие — аналогов у него, кстати, нет ни в одном регионе страны — на старте привлекло более 3 тыс. человек. И многие регионы уже к нам обращаются, чтобы мы поделились опытом. Сейчас первые выпускники школы предпринимательства защитили свои проекты. Они смогут получить совершенно новые меры господдержки, начиная с того, что в течение двух месяцев с ними будет работать наставник из числа действующих предпринимателей, помогать им. Плюс они могут получить в Фонде микрофинансиования льготный займ на становление своего дела — до 1 млн рублей под 0,1 % годовых — это практически бесплатно, без залога, без поручителей, с отсрочкой платежа на год. Можно и больше — до 3 млн рублей. Условия будут те же, но потребуются залог и поручительство.

 Ранее сообщалось, что после двухлетнего перерыва, в феврале, на Кубань, в Сочи, вернется Российский инвестиционный форум. Началась ли уже подготовка к нему? Какая тема станет основной?

— Конечно, подготовку уже начали. Сегодня работаем над некой такой идеологией нашей презентации, нашего стенда. Понятно, общая концепция уже задана правительством РФ — это будет связано с национальными целями, которые поставил президент. Мы же хотим показать и рассказать, почему наш регион ­— лучший в стране по инвестиционному климату. И это не только про инвестплощадки и меры господдержки, это про жизнь внутри региона — сколько человек к нам приезжает, почему они к нам приезжают, наши условия жизни и труда, сколько у нас сегодня реализуется инвестпроектов. Потому что для любого инвестора важны сейчас не только площадка, налоговые льготы, но и существует ли в регионе, например, профессиональная, высшая школа, в которой он может учить работников, сколько в регионе жителей и какие для них созданы условия, а здесь нам есть о чем рассказать. Край будет позиционироваться как лучший сегодня регион для бизнеса и жизни.

 Какие проекты планируете презентовать в Сочи?

— Санаторно-курортный комплекс будет однозначно. У нас есть проекты, которые будут реализовываться в Сочи, Анапе, Геленджике, часть из которых предполагает инвестиции от 3 млрд до 15 млрд рублей. Сейчас как раз работаем с документами, к инвестфоруму в Сочи планируем завершить эту работу. Я бы хотел отметить, что мы по поручению губернатора ушли от "подписаний ради подписаний". Все проекты должны быть проработаны на 100%. Поэтому сегодня идет очень серьезная работа и по линии санаторно-курортного комплекса, и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Я думаю, будет о чем рассказать и чем удивить.

Беседовал Валерий Стурит

Читать на tass.ru
Теги