Представитель талибов: мы рассчитываем на поддержку России в ООН
Представитель движения "Талибан (запрещено в РФ) Мохаммад Сохаил Шахин, назначенный радикалами на должность афганского постпреда в ООН, в интервью ТАСС рассказал о предстоящей деятельности МИД Афганистана, готовности к сотрудничеству с российскими бизнесменами, правах этнических и религиозных меньшинств в стране и о всеобщей амнистии.
— Что вы можете сказать о будущем посольств Афганистана за рубежом? Планируете ли вы открыть новые посольства или закрыть уже работающие?
— Мы не собираемся закрывать посольства. Но, как правительство, мы, конечно, переведем часть дипломатов из одного посольства в другое или переведем их в МИД в Кабуле. Это нормально.
— Эти перестановки будут зависеть от того, насколько хорошо они будут работать?
— Конечно.
— То есть к предыдущей власти это не будет иметь никакого отношения? Большинство дипломатов были назначены Ашрафом Гани (экс-президент Афганистана — прим. ТАСС).
— Нет. Мы заверили их, что они продолжают работать, но они действительно должны служить народу Афганистана и его новому правительству. Если они нарушат правила, это будет их вина, но если нет — они могут продолжить дипломатическую службу.
— Посольство какой страны может следующим возобновить работу в Кабуле?
— Это зависит не от нас. Но мы ожидаем, что вернется не одно иностранное посольство, а много диппредставительств. Не могу сказать, кто будет первым, надеюсь, все посольства и все страны возобновят работу в ближайшем будущем.
— Что вы можете сказать о Фронте национального сопротивления? Бои все еще продолжаются? Если да, готовы ли вы к переговорам?
— То, что они называют национальным сопротивлением, существует только на бумаге, в самой стране вы их не увидите. Этим людям нет дела до народа Афганистана, они не пользуются его поддержкой, их заботят только прежние правители. Они зависят от социальных сетей и распространяют ложные новости, вот и все. Но народ Афганистана испытывал бремя этих "борцов сопротивления" последние 20 лет, и у него плохие воспоминания об их коррупции, их военных преступлениях и всех проступках, которые они совершили. Вот почему люди не хотят, чтобы так называемое национальное сопротивление вернулось.
Кроме того, мы объявили всеобщую амнистию. Как афганцы оппозиционеры могут вернуться и жить в этой стране. Это первый раз, когда люди, независимо от того, поддерживают они правительство или нет, мирно живут в Афганистане. Никому не мстят за то, что они сделали в прошлом. Конечно, если есть личные дела, это отдельная история. Но ни один человек, который в прошлом работал на правительство, на администрацию Кабула, не подвергается преследованиям.
— Что вы можете сказать о ситуации в Панджшерской долине?
— Ситуация нормальная и мирная. Те, кто находятся в соседних странах или на Западе и публикуют ложную информацию в социальных сетях, оторваны от реальности, существующей в Панджшере или других частях страны.
— Несколько дней назад вы заявили, что движение "Талибан" готово представлять Афганистан в ООН. Ожидаете ли вы, что Россия как постоянный член ООН может поддержать эту инициативу?
— Да, мы этого ожидаем. У нас были и есть хорошие отношения с Российской Федерацией, и мы ожидаем, что она поддержит новое правительство, сформированное в результате нашей борьбы за освобождение Афганистана. Мы также пользуемся поддержкой афганского народа и надеемся на дружеские отношения с Россией и другими странами региона. Исходя из этого, мы ожидаем, что Россия и другие страны поддержат нас в Комитете по проверке полномочий ООН, потому что это послужит установлению мира в Афганистане и в регионе, что также представляет интерес для РФ.
— На прошлой неделе три грузовых самолета доставили в Кабул российскую гуманитарную помощь. В каких видах гуманитарной помощи Афганистан особенно нуждается сейчас?
— Безусловно, нам нужны лекарства, потому что приближается суровая зима, и другая гуманитарная помощь из-за рубежа, в частности из Российской Федерации. Мы этого ожидаем. Точно так же мы хотим, чтобы в Афганистан приезжали российские бизнесмены, инвесторы и предприниматели. Мы будем приветствовать их инициативы и создадим необходимые условия. Мы соблюдаем и будем соблюдать законы страны, благоприятные для инвесторов.
— Речь идет именно о российских или любых зарубежных инвесторах?
— Для любых зарубежных инвесторов. Закон един для всех. Но мы будем признательны, если россияне начнут вкладывать деньги в Афганистан.
— Как вы относитесь к эвакуации из Кабула российских граждан и афганских студентов, обучающихся в России?
— Это их дело. Мы обещали, что любой афганец, желающий покинуть Афганистан или приехать в Афганистан, может это сделать при наличии у него соответствующих документов.
— Значит, афганцы, которые работают или учатся за границей, могут вернуться в любой момент?
— Да, в любой момент.
— И вы будете приветствовать их возвращение?
— Да, конечно.
— Движение "Талибан" также обещало защищать права этнических и религиозных меньшинств в Афганистане. Как выполняются эти обещания? Что вы можете сказать, например, о текущем статусе хазарейцев?
— Хазарейцы — афганцы, они часть нашего общества. У них те же права, что и у меня в рамках закона. Мы не дискриминируем ни одну этническую группу, проживающую в Афганистане, все они полноправные граждане и несут ответственность за восстановление этой страны. Теперь у всех афганцев есть возможность использовать свои навыки для восстановления Афганистана, для обеспечения процветания и благополучия своей страны. Я считаю, что всем афганцам, которые находятся в зарубежных странах, лучше вернуться и поработать на благо своего народа.
— Как долго, на ваш взгляд, будет функционировать нынешнее правительство?
— Как видите, сейчас правительство функционирует. В стране безопасно, офисы открыты и работают. Иностранные правительства должны признать нынешнее правительство, правительство народа Афганистана. Мы сопротивлялись оккупации 20 лет благодаря моральной и финансовой поддержке нашего народа, его жертвам. Наша нация свободолюбива, мы хотим независимости. Все страны также должны поддерживать независимость Афганистана и чаяния его народа и работать с новым правительством, потому что мы создали для этого все возможности. Мы создали возможности для того, чтобы все страны участвовали в развитии нашей страны. Как вы знаете, Афганистан богат полезными ископаемыми, и мы открыли двери для сотрудничества не только в области инвестиций, но и в области образования и восстановления Афганистана. Мы предоставили возможности. Теперь от зарубежных стран зависит, воспользоваться ими или нет.
— От каких стран вы ожидаете инвестиций в добычу полезных ископаемых в Афганистане?
— Мы предоставили возможности всем, включая США и европейские страны. Но в первую очередь мы ожидаем участие стран региона.
— Можно ли сказать, что разрушение статуй Будды в Бамиане 20 лет назад было ошибкой?
— Теперь это в прошлом. Оставим прошлое в прошлом.