Владимир Шевченко: за основу протокола президента России взяли французский образец
Президентский протокол в современной России в начале 1990-х годов формировался с опорой на зарубежные образцы и собственный опыт. Бывший шеф протокола Кремля Владимир Шевченко в интервью ТАСС по случаю 30-летия распада СССР рассказал, почему за основу был взят французский вариант, а не, например, американский.
"Беда заключалась в том, что президентский протокол, который был создан мной [при Михаиле Горбачеве], просуществовал чуть меньше полутора лет. Мы его до конца не успели раскрутить, Союз распался, и автоматически я продолжал работу над созданием российского протокола", — отметил собеседник агентства.
По его словам, до этого в Советском Союзе был только мидовский государственный протокол, поэтому опыт пришлось перенимать у других стран с президентской формой правления.
"У американцев особого протокола я так и не понял, потому что у них всегда была какая-то каша. Был взят в основном французский вариант, а остальное было сделано на своей практике", - сказал Шевченко.
В США впоследствии российский протокол оценивали по достоинству, заметил собеседник агентства. По словам Шевченко, некоторые его коллеги, в частности из стран бывшего СССР, просили американцев прислать им специалистов в этой сфере, а те отвечали, что "есть российский протокол под руководством Шевченко, езжайте — учитесь". "Потому что авторитет мы завоевали, мы никому никогда ни в чем не проигрывали", — подчеркнул экс-шеф протокола президента.
Его наработки действительно перенимали коллеги из других бывших советских республик. Некоторых Шевченко называет своими учениками. Например, бывшего заместителя шефа государственного протокола Белоруссии, нынешнего министра иностранных дел республики Владимира Макея. "Также было в Узбекистане, в Казахстане, — отметил экс-шеф протокола Кремля. — Мы очень много работали в кругу СНГ и, естественно, они ориентировались на наш протокол".
О деньгах и команде
В первое время, однако, работать приходилось в условиях нехватки средств, сказал Шевченко.
"Их [денег] не хватало, откровенно говоря, с начала формирования президентского протокола, который был создан в 1990 году, тогда уже были финансовые проблемы. На первом этапе, конечно, нам приходилось сокращать и количество участников переговорных процессов, которые направлялись за рубеж. Проблема была", — добавил он.
Работать команде Шевченко приходилось малыми силами.
"До моего ухода [в 2000 году - прим. ТАСС] у меня было от 13 до 15 человек всего-навсего. Я обходился все эти годы таким количеством. Это сейчас их [сотрудников службы протокола] намного больше", — вспоминает Шевченко.
Костяк его коллектива составляли специалисты, с которыми он работал еще в ЦК Компартии в секторе по обслуживанию делегаций. "В 1980-1990-х годах создалась команда, и когда рухнул Союз, я всю команду сохранил и взял ее в российский протокол. Я ни одного человека не оставил за бортом", — рассказал он.
Почему были проблемы с российскими чиновниками
За рубежом переход от советского к российскому протоколу воспринимался спокойно: "Ну, был флаг красный, а стал трехполосный". Сохранились многие традиции, например возложение иностранными делегациями цветов к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.
А вот с российскими чиновниками в 1990-х, по словам Шевченко, "были проблемы". "В моде были разные пиджаки — в чем хочу, в том прихожу. Вот тут нужно было поработать", — привел пример собеседник агентства.
Иной раз, по его словам, приходилось применять "репрессивные меры". "Пришел не по протоколу одетый, не в костюме и с галстуком, — до свидания, вас охрана не пропустит дальше, или идите меняйте", — пояснил экс-глава кремлевского протокола. Шевченко упомянул о случае, когда один из российских вице-премьеров поехал в аэропорт встречать представителя иностранного государства в белых брюках. "Ему потом было сказано: извините, пожалуйста, но или возите [костюм] с собой, или в следующий раз поручать вам [такие мероприятия] не будем", — рассказал Шевченко.
Экс-шеф протокола президента уверен, чиновнику всегда стоит возить с собой в машине соответствующий протоколу костюм, чтобы в случае необходимости была возможность переодеться.
Самое главное в протоколе
Многие элементы в протоколе глав различных государств так или иначе совпадают. "Встречи, проводы, беседа тет-а-тет и в расширенном составе, обед или ужин, какое-то мероприятие, связанное культурой, — перечислил Шевченко. — Только обязательно нужно при подготовке [визита зарубежного лидера в нашу страну] говорить, что у нас принято, и когда едешь туда — изучать, что принято там". По словам Шевченко, "это самое главное", потому что национальные особенности есть в протоколе всех стран, и их надо уважать и изучать, "чтобы не попасть впросак".
Шевченко уверен, что в работе с заграничными коллегами "как аукнется, так откликнется". "Ты нарушишь [правило протокола] — и у тебя нарушат. Ты будешь делать добро — и тебе добро сделают. Я в этом неоднократно убеждался", — сказал он.
"Протокол — это минное поле. Это правила. А для чего иначе приезжаешь, для чего готовишь, для чего изучаешь? А если прокололся, то уступай место другому, кто не будет прокалываться", — считает Шевченко.
Особенности нынешнего российского президентского протокола собеседник агентства в деталях комментировать не стал, но в целом отметил, что в этом вопросе "за Россию горд". "Потому что я вижу, что со стороны России делается все очень интересно, грамотно, ничего не скажешь", — пояснил он.
Но не во всем мире так — происходящее в этой сфере в некоторых зарубежных странах у бывшего главы протокола Кремля вызывает неприятие. Он поделился мнением одного из своих британских коллег, который в ответ на изумление Шевченко случаями неподобающего гардероба на международных встречах говорил, что "будут времена — и ты будешь вообще подпрыгивать, когда к тебе [на официальное мероприятие] придут в смокинге и кроссовках". "В некоторых моментах мы уже приближаемся к этому, у отдельных товарищей", — заметил Шевченко.
От СССР до России
Шевченко 82 года. В 1990 году он создал и возглавил службу протокола президента СССР Михаила Горбачева. Однако эта система просуществовала недолго. После августовского путча и подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений советское государство доживало последние дни. 25 декабря Горбачев объявил об отставке, 26 декабря верхняя палата Верховного Совета СССР приняла декларацию о прекращении существования Союза.
Уже в январе 1992 года Шевченко возглавил управление протокола президента России Бориса Ельцина и руководил им до 2000 года. Затем до 2011 года занимал пост советника президента РФ.
"Каша" в американском протоколе, о которой упомянул Шевченко, объясняется тем, что в США, а также в некоторых других странах используется так называемая децентрализованная модель выстраивания протокольных служб. Она предполагает рассредоточение протокольных функций среди различных структур всех уровней власти.
В противоположность ей — централизованная модель. Создается служба, которая отвечает за проведение международных контактов должностных лиц всех ветвей власти. Именно такая модель внедрена во Франции, на опыт которой в определенной степени и опирался создатель президентского протокола России.
Беседовала Вероника Ичеткина