20 МАР, 17:30

Юлиана Слащева: анимация может стать международным гуманитарным коридором в сфере культуры

Вводимые западными странами санкции внесли значительные коррективы в работу одной из самых удаленных от политики отраслей — анимации. Прерываются многолетние творческие и экономические связи, происходит блокировка контента, а коллективы десятков студий пытаются оценить перспективы новой реальности. Между тем, российская анимация, десятилетиями подтверждавшая приверженность идеалам доброты и дружбы могла бы стать гуманитарным коридором для международного взаимодействия в сфере культуры. Как мульти-индустрия переживает непростые времена, на площадке Открытого российского фестиваля анимационного кино, который проходит в Суздале, ТАСС рассказала председатель Ассоциации анимационного кино России Юлиана Слащева.

— Что происходит с российской анимацией в настоящий момент, испытывает ли она на себе какие-либо ограничения?

— Анимация сегодня находится в очень сложном положении, как и вся российская культура. Сложившееся во многих странах представление, будто русский народ ожесточен и ратует за насилие, не соответствует действительности, однако распространилось и на нашу отрасль. Высокий эмоциональный накал, в котором зачастую утрачивается способность различать истинные смыслы, приводит к огульной отмене всего русского, отказу от любого сотрудничества. И это не удивительно. Потоки противоречивой информации, фейков, домыслов, интерпретаций, наводнившие сейчас многие мировые медиа создают ситуацию, когда разобраться, где правда, а где ложь практически невозможно.

Тем важнее всем нам снова и снова возвращаться к базовым идеалам и ценностям, лучшими проводниками которых являются анимация и культура в целом. Во всем мире мультфильмы всегда были частью культурного обмена и воспитания: они рассказывают детям о базовых ценностях: добре, дружбе, творчестве, взаимоподдержке, бережном отношении к близким и окружающей среде.

Получается, что под ограничения попадают основополагающие формы сотрудничества, которые, напротив, призваны служить сближению и интеграции.

— Стало известно о том, что Российский режиссер анимационного кино Антон Дьяков, автор мультфильма "Боксбалет", номинированного на премию "Оскар", не смог получить американскую визу, поэтому не сможет присутствовать на церемонии объявления победителей, которая пройдет 27 марта. Это последствия санкций, на Ваш взгляд?

— В ситуации информационной войны взаимодействие в области культуры зачастую становится нашим единственным инструментом высказывания и построения диалога. Только в этой сфере мы можем с помощью творчества доносить свою позицию, пытаться убедить, напомнить о дружбе, любви, совместной радости, уважении и сочувствии. И тем больнее видеть, как набирает обороты бойкот в адрес России — в этом контексте отказ в выдаче визы номинанту на Оскар — очень печальный знак.

— Идет ли речь о конкретных ограничениях, с которыми столкнулась российская анимация?

— Российская анимация и культура в целом сейчас находятся под жесточайшим прессингом. Наши партнеры из Европы, США, Канады, ряда других стран отказываются от сотрудничества, и мы уверены, что они тоже находятся под давлением. Расторгаются действующие соглашения, блокируется детский контент российского производства, наши фильмы не берут на международные фестивали или просят не упоминать, что они из России. Я уверена, что это совершено неправильно. Наши западные коллеги также растеряны и пытаются проявить свою позицию, однако, результатом этого проявления может стать крушение всего, что мы делали и продолжаем делать, будут разорваны важные, накопленные годами гуманитарные связи.

— К чему все это приведет?

— Культурный бойкот отрежет российскую культуру от международного информационного пространства и лишит возможности впитывать и транслировать те ценности, которые сейчас в разы важнее, чем, когда бы то ни было. При этом и западные страны тоже много потеряют от отсутствия культурного диалога. 

— Как вы к этому всему относитесь и что собираетесь делать?

— Мы не политические деятели, мы — художники и просветители, наши инструменты — образы и слова. С их помощью мы уже много лет создаём качественный, наполненный смыслом детский контент, реализуя таким образом задачи культурного воспитания и просвещения. И сегодня мы продолжаем и будем продолжать работать: производить добрые и светлые фильмы, которые по-прежнему будут радовать миллионы детей и взрослых. Я искренне надеюсь, что таким образом анимационная отрасль может стать в дальнейшем гуманитарным коридором для международного взаимодействия в сфере культуры.

Открытый российский фестиваль анимационного кино — главное событие для всех деятелей этого вида искусства, крупнейший профессиональный смотр отечественной мультипликации. Ежегодно в творческих и деловых встречах на полях мероприятия принимает участие более двух тысяч человек. В этом году мероприятие проходит в гибридном формате — с 14 марта на платформе Suzdalfest.оnline стартовали онлайн-мероприятия, а с 16 по 21 марта 2022 года в Суздале проходит офлайн-программа. ОРФАК проводится при поддержке Министерства культуры РФ, организуется кинокомпанией "Мастер-фильм" совместно с администрацией Владимирской области.

Беседовала Анна Устинова

Читать на tass.ru