Губернатор Калининградской области: в изоляции не останемся и сохраняем связи с соседями
Калининградская область, которая не имеет сухопутных границ с другими российскими регионами, полностью готова обеспечить себя необходимыми товарами, транспортную доступность для жителей и гостей региона и не допустить коллапса экономики, если окружающие ее страны Евросоюза перестанут исполнять свои обязательства и попробуют закрыть доступ по суше в регион. При этом в области рассчитывают на то, что здесь удастся сохранить связи с соседними странами, а в своих решениях политики ЕС будут соблюдать договоренности с Россией и не наносить ущерб, в том числе собственной экономике. О том, как в области готовились к возможным трудностям, и о перспективах развития региона в интервью ТАСС рассказал губернатор Антон Алиханов.
— После обострения отношений России со странами Евросоюза Литва и Польша закрыли воздушное пространство, которое ранее использовалось самолетами для перевозки пассажиров и грузов из российских регионов в область. Теперь самолеты летают над нейтральными водами Балтийского моря. Насколько это усложнило процесс перелета в регион?
— Ничего страшного я в этом не вижу. Сейчас из московского аэропорта Шереметьево лететь не 1 час 40 минут, а 2 часа 10 минут, на мой взгляд, это не критическая ситуация. Мы же с вами понимаем, что мера по закрытию авиапространства, она очень сильно ударила по авиационной отрасли, и европейской — в первую очередь. Европейские самолеты сейчас делают огромные крюки, чтобы облететь наше пространство, — спасибо всем нашим предкам за большую территорию.
— Альтернативой воздушному транспорту остается поезд, который ходит из России через территорию Литвы и Белоруссии. В Литве уже звучали призывы остановить транзит поездов. Есть ли решение в области на этот случай?
— У Литвы есть обязательства, которые они на себя брали по транзиту в Калининградскую область, протокол о калининградском транзите является частью договора о вступлении Литвы в ЕС. Хочется верить, что договоренности будут соблюдаться.
— Но если ограничения на транзит все же будут? Реально ли всех желающих перевозить самолетами?
— Нет, потому что не каждый человек по состоянию здоровья может прилететь. Мы однозначно должны будем ставить круизные лайнеры. У нас есть запрос от владельцев лайнеров из Петербурга, которые хотели бы поставить на линию с портом "Морской фасад" в Санкт-Петербурге паром "Принцесса Анастасия". Это судно помимо 2,5 тыс. человек может перевозить еще большое количество автомобилей. Для нас это было бы очень интересно. Мы собираемся провести с представителями компании встречу.
— А как решить вопрос транспортировки людей, которые нуждаются в специализированной медицинской помощи, например, которым нужно пройти специальное лечение в других регионах России? Их также можно отвезти паромом и самолетами?
— Да. Никаких проблем мы с этим не видим.
Пассажиропоток на внутренних авиалиниях в допандемийном 2019 году составил 2,1 млн человек, на международных — 250,6 тыс. человек; в 2020 году — 2 млн человек и 46,2 тыс. человек соответственно. В прошлом году аэропорт Храброво впервые оказался в десятке российских аэропортов по объемам перевозок — внутренними линиями перевезено 3,8 млн человек, международными — почти 93 тыс. человек. Услугами железнодорожного транспорта в сообщении с Калининградской областью в 2020 году воспользовалось 123,5 тыс. пассажиров, в 2021 году численность пассажиров составила 187,4 тыс. человек, что на 51,77% больше, чем в 2020 году.
— Впереди также туристический сезон. Помимо поездок жителей региона Калининградскую область традиционно ожидает наплыв отдыхающих со всей России. Справится ли транспортная инфраструктура с таким вызовом?
— Справится, приезжайте. Единственное, что надо уже сейчас поторопиться с покупкой билетов. На май уже, скорее всего, все продано.
— Несмотря на политику, в область также традиционно ездили с туристическими целями из Польши и Литвы. Если границы ЕС будут закрыты, много ли потеряет регион?
— Мы никогда на иностранный турпоток не были ориентированы. Наши инициативы, которые были поддержаны в свое время руководством страны по электронным визам, были очень многообещающими. И фактический результат, который мы получили без рекламной кампании за рубежом, был очень впечатляющим. Мы считаем, что это хороший инструмент мягкой силы, в том числе рассказа про регион, страну в целом. Считаем, что к этой практике надо возвращаться.
Мы полагаем, что регион не только не потеряет в туристической привлекательности в случае закрытия границ со стороны ЕС, скорее, напротив, может выиграть. Напомню ситуацию недавнего времени. Многие российские и международные медийные и культурные проекты раньше реализовывались в Прибалтике. Однако после 2014 года "Юрмалина", "Новая волна", КВН и другие проекты получили "российскую прописку". Что-то переехало в Сочи, что-то переехало к нам. И мы полагаем, что в дальнейшем в случае усугубления политической ситуации интерес к российскому побережью Балтики как направлению будет только расти.
Также я считаю, что надо принять решение об открытии наших границ. Потому что наши люди сейчас не могут выезжать в Европу из-за наших решений, принятых во время пандемии коронавируса. В Европе ограничения уже отменены все, а у нас все еще продолжают действовать. Я считаю, что их надо отменять. Мы уже обратились к федеральным властям с такой инициативой, ждем решения.
Число туристических поездок в область составило 1,7 млн в 2019 году. Из-за коронавирусных ограничений в 2020 году число поездок сократилось до 1,2 млн. Число туристских посещений по итогам 2021 года составило 1,9 млн. По оценке Министерства по культуре и туризму Калининградской области, число иностранных туристов, посетивших область в 2019 году, составило порядка 200 тыс. человек. Наибольшее число иностранных туристов приходится на соседние Польшу и Литву, а также Латвию, Германию и Беларусь. В 2020 году в связи с введением мер, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции, область фактически не посещалась иностранными туристами.
— Помимо пассажиров транспортом перевозятся грузы. А как быть с коммерческими перевозками в случае закрытия транзита, ведь многое сейчас завозят поездами и автотранспортом?
— Мы исходим из того, что товарооборот между Калининградом и основной частью РФ, другими странами, входящими в Евразийский союз, или восточными странами, составляет 20 млн т грузов в год. Это то, что приходит к нам и от нас для обеспечения нужд производственных компаний. Для того чтобы обслужить этот поток, нужно будет 20 судов.
У нас есть порт в Балтийске, где паромная переправа, сейчас там три парома, четвертый выйдет на линию в ближайшее время. Не все грузы будем пропускать через порт в Балтийске. У нас есть большая номенклатура грузов, которая может перегружаться в Калининградском морском порту, даже в рыбном порту. Есть грузы, которые будут распределяться по всему портовому комплексу региона равномерно, чтобы мы не создавали очередей из вереницы грузов.
— Пока железнодорожный и автомобильный транзит существует, а о нехватке паромов говорили уже давно. Сколько их реально нужно и должна ли быть поддержка таким перевозкам?
— Нам еще понадобится три-четыре парома, то есть всего где-то семь. Кроме того, для перевозок не обязательно использовать только паромы, потому что есть разные типы грузов — есть сухие грузы, которые можно провозить сухогрузами, есть танкера, которые могут провозить топливо. Мы уже проработали этот вопрос.
Что касается поддержки — действующая паромная переправа "Оборонлогистики" (оператор паромов на линии — прим. ТАСС) не является рентабельной, она является убыточной. Мы считаем, что этот вопрос тоже необходимо решить на уровне Минтранса и федерального правительства и субсидировать перевозки. Соответствующее обращение мы уже направили.
Паромы, которые курсируют сейчас на линии Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга, являются грузовыми, но на каждом судне предусмотрено 12 пассажирских мест, которые распределяются между сопровождающими грузы. Сейчас на линии Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга курсируют три парома: "Амбал", "Балтийск", "Маршал Рокоссовский".
— В области также присутствует большое количество компаний, которые занимались автоперевозками, в том числе в страны ЕС. Если сейчас российским грузоперевозчикам дорога через Евросоюз открыта только для транзита, то как помочь таким компаниям, так как это целая отрасль экономики области? Их тоже нужно субсидировать?
— Сейчас действительно сильно взлетела стоимость автомобильных перевозок. Если раньше можно было совершить рейс из Калининграда в Москву и обратно за 150–180 тыс. рублей, то на пике такой рейс стоил 280–300 тыс. рублей, сильный рост был. Сейчас видим существенное снижение. Цена уже опустилась у некоторых перевозчиков до 200–220 тыс. рублей и имеет тенденции к нормализации до уровня до кризиса. Такую ажиотажную ситуацию, наверное, можно сказать, прошли.
Да, нам сократили объем возможности для заработка наших перевозчиков, но это не значит, что мы не сможем привезти товар. Просто меньше, и меньше заработают наши перевозчики. Мы отчасти уже разработали меры поддержки, то есть сейчас ведем с ними переговоры. Если кто-то не сможет перестроиться, то будем как-то им помогать финансово пережить и перенастроить их бизнес в сторону перевозок с основной территории РФ. Многие работали на европейский рынок. Сейчас с учетом текущего момента можно говорить о том, что в регионе можно создать базу для перегрузки. То есть привезти сюда, перегрузиться на российские прицепы и ехать дальше из Калининграда в другие регионы. Условно, немецкий перевозчик привозит сюда, дальше прицепляем свою "голову" (тягач — прим. ТАСС) — и едет туда уже. Этот вариант вполне рабочий.
— Считаете ли вы перспективными грузовые авиаперевозки в область и из нее?
— Не считаю, то есть они, несомненно, имеют право на жизнь, и они сейчас существуют, но только для отдельных групп товаров, для которых "транспортное плечо" не является решающим в плане стоимости. Но инфраструктура для этого есть — у нас все типы судов могут приниматься, в том числе тяжелые, большие авиалайнеры. К тому же у нас аэродромы есть не только гражданские, поэтому с этим никаких сложностей у нас не будет.
— Со стороны стран ЕС также неоднократно звучали призывы отказаться от российского газа и нефти. В регион при этом газ поставляется по трубопроводу через Евросоюз. Готов ли регион к тому, что перестанут прокачивать газ в Калининградскую область?
— У нас уже есть подземное хранилище газа, полностью заполненное, есть несколько газовозов, которые сейчас у нас на рейде стоят, мы при необходимости будем ввозить газ через регазификационные терминалы. По поручению президента эта система была создана несколько лет назад, мы ее протестировали, она работает и в случае необходимости будет обеспечивать наши потребности. Мы бы не хотели, конечно, жить в режиме перекрытия, но, если что, готовы к этому. А с электричеством проблем никаких — это производное от газа, так как у нас газовая генерация.
Газоснабжение потребителей Калининградской области осуществляется по системе магистральных газопроводов Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград через газоизмерительную станцию "Шакяй", расположенную на территории Литвы. В 2019 году в области введен в строй терминал по хранению сжиженного природного газа. На данный момент он способен хранить 174 млн куб. м газа, которых хватит на 18 суток.
— Транспортные и энергетические проблемы в целом могут привести к какому-то коллапсу региональной экономики? Могут ли стать какие-то предприятия в целом нерентабельными?
— В моменте принятия решения нам потребуется какое-то время на перестройку, на то, чтобы подписать договоренности и начать перевозку. Да, это потребует какого-то субсидирования. Мы уже рассчитываем объемы.
Всего из Калининградской области и в нее в 2021 году перевезено порядка 27 млн т грузов: 40% — морским транспортом, 50% — железнодорожным, 10% — автомобильным и авиационным.
— С перевозками все ясно, а как обстоят дела с внутренним производством? Чем Калининградская область обеспечивает себя сама и что в принципе не нужно завозить?
— У нас полностью закрыты потребности в большей части товаров, но я думаю, что ни один регион не может сказать, что он полностью себя обеспечивает. Понятное дело, что нам нужно тот же сахар привозить сюда, хотя сахар здесь может выращиваться, но понятно, что реализовывать отдельным проектом строительство сахарного завода, наверное, не очень сейчас перспективно и целесообразно. По основным продуктам питания мы себя обеспечиваем — по зерну, по хлебу, по свинине, курице, овощам — и сейчас ведем несколько проектов. Открыли недавно большую теплицу на четыре с лишним гектара. Я думаю, в следующем году запустим на 6 га новую теплицу, которая позволит нам круглогодично закрывать свои потребности по овощам.
По данным правительства Калининградской области, в регионе достигнута полная самообеспеченность основными продуктами питания: цельным молоком, мясом, картофелем, на 90% — столовым яйцом, на 88% — молочными продуктами глубокой переработки (сыры, творожные продукты). Обеспеченность по основной группе производимых овощей "борщевого набора" (капуста, морковь, свекла) составляет 80%, по овощам в целом — 68%. Наиболее значимыми позициями ввоза продукции для области являются говядина и мясо птицы (в основном в качестве сырья для мясоперерабатывающей промышленности). При этом власти региона подчеркивают, что зависимости от продовольственного обеспечения от иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении России, в настоящее время нет.
— Предприятия в Калининградской области часто были завязаны на взаимодействие с иностранными компаниями. Сейчас многие могут отказаться от сотрудничества, что может вызвать рост безработицы. При этом безработный сотрудник не может просто взять и уехать в соседний регион от вас для трудоустройства. Как будет решаться эта проблема?
— У нас очень сильно за последние два года выросла численность экономически активного населения, в частности, из-за миграции населения в область и открытия новых компаний, в том числе производственных, на нашей территории, и роста занятости. Также этому поспособствовало "обеление" экономики за счет снижения налоговой нагрузки, особенно для малого бизнеса.
Выход по борьбе с безработицей простой — на мой взгляд, нужно проводить переобучение, переквалификацию и перенаправление людей на другую работу. У нас есть программа, в том числе по линии Министерства социальной политики, и федеральное правительство выделяет на эти цели деньги. В начале пандемии коронавируса мы выплачивали деньги просто всем, кто потерял работу. Сейчас кризис имеет немного другую природу и нужно вкладываться скорее в субсидирование создания новых рабочих мест, в переобучение людей, стимулирование занятия бизнесом.
— Программа привлечения кадров в регион и субсидирования затрат компаниям на таких специалистов при этом будет свернута в связи с наличием незанятых граждан в регионе?
— Программа разработана для конкретных компаний под конкретные запросы. Сначала была одна, две, потом количество компаний, которые заинтересованы в привлечении такого рода специалистов, выросло, потому что они настроены именно на высокооплачиваемых специалистов. Мы продолжаем ее. Она не всегда в полном объеме выбирается, но у нее есть своя специфика — человек должен отработать хотя бы полгода, чтобы мы могли просубсидировать эти затраты.
Вне зависимости от конкретной меры поддержки для любого предприятия с этого года все они увязаны с зарплатами. То есть у нас не может бизнес получить никакую субсидию, льготный кредит, если он не обеспечивает как минимум 80% от среднего уровня заработной платы в конкретной отрасли экономики. То есть, например, зарплата 100 тыс. рублей в какой-то конкретной отрасли, если она ниже, чем 80 тыс. рублей средняя по предприятию, то мы не помогаем. Это позволяет поддерживать уровень заработка.
— Есть в регионе предприятия, которые уже решили уйти и свернули свои проекты по политическим причинам?
— Могу отметить, что инвестиционные проекты у нас реализуются, то есть никто из резидентов, которые размещены у нас в индустриальных парках "Храброво", "Черняховск", не заявил о том, что они сворачиваются. Все начатые стройки продолжаются, и мы, наоборот, исходим из того, что количество рабочих мест будет расти, а не сокращаться. Количество вакансий в моменте сократилось, потому что компании, видя эту неопределенность, прекращают набор сотрудников, но это стандартная ситуация, опять же, для всех регионов страны, то есть мы примерно в одинаковой ситуации находимся со всеми. Все зависит от того, сможем ли мы подстроиться или нет.
У нас есть, например, крупнейший производитель полуфабрикатов и различных пищевых продуктов для рынка фастфуда — компания "Атлантис", они работали и, в общем, во многом инвестировали под контракты с известной сетью быстрого питания. Но сейчас — спасибо другой сети — работают с ними, не сокращают своих инвестиций, а, наоборот, продолжают набор людей, продолжают строительство новых предприятий, и сейчас мы будем их, несомненно, поддерживать.
— Несмотря на громкие заявления правительств западных стран о санкциях и сообщения о выходе из России компаний по политическим причинам, многие по-прежнему остаются работать. В вашем регионе очень много предприятий среднего и малого бизнеса, которые годами строили отношения с коллегами из Европы. Неужели европейские партнеры также решили все разрушить?
— Несомненно, бизнес продолжает взаимодействовать, у них хорошие связи, более того скажу: у нас есть компании и литовские, и польские, которые работают на нашей территории. Мы, в отличие от некоторых наших соседей, запрещающих русских поголовно, так себя не ведем.
На уровне небольших компаний взаимодействие остается, более того, эти связи являются дополнительной возможностью для преодоления последствий санкций. Мы все равно, несмотря на все эти сложности и давление на наших партнеров по бизнесу за рубежом, все эти связи сохраняем и продолжаем общаться и взаимодействовать. Потому что мы для себя в Калининградской области иного образа жизни не видим. Мы считаем, что принимаемые меры — это воля всяких разных руководителей, но мы-то в Калининграде не виноваты, что кто-то что-то заявил. Поэтому нам надо продолжать кормить свои семьи и производить продукцию, чтобы заводы работали, чтобы производили продукцию, чтобы люди работали, зарабатывали деньги и могли существовать.
Беседовали Андрей Грязнов, Александр Архипов