Глава ЦРПТ: мы продолжаем готовиться к новым экспериментам по маркировке
О количестве нарушений, выявленных при продаже лекарств в период ажиотажного спроса благодаря системе маркировки, о том, как работать с маркировкой новым собственникам активов ушедших с российского рынка компаний, а также о продолжении подготовки к новым экспериментам по маркировке продукции в интервью ТАСС в ходе Петербургского международного экономического форума рассказал председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин.
— В этом году правительство ввело мораторий на проверки бизнеса в России. Скажите, пожалуйста, как маркировка может снизить уровень контрафактной продукции в стране? На сколько в среднем снижается уровень контрафакта в отрасли после внедрения в ней маркировки? Какие отрасли показали наибольший результат?
— Маркировка — возможно, наиболее эффективный, если не единственный на данный момент — в условиях моратория на проверки, — инструмент учета. Сама по себе система не может устранить нарушения, но использование ее возможностей надзорными и правоохранительными органами закрывает даже малейшие шансы реализации нелегальных товаров. После введения маркировки власти фиксируют рост объема изъятой из незаконного оборота продукции в 1,5 раза. Только по сигаретам объем конфиската вырос на 80% — с 20 млн изъятых из незаконного оборота пачек в 2020 году до 36 млн пачек в 2021 году. А наибольшее снижение доли незаконного оборота зафиксировано по итогам 2021 года по шинам и покрышкам — вдвое, до 12%, парфюмерной продукции — на 13%, до 37,8%, по лекарствам — на треть, до 13%, по обувным товарам — на четверть, до 11%, табачной продукции — на четверть, до 11,5%.
— Сколько нарушений при продаже лекарств выявлено с марта текущего года, особенно в период ажиотажного спроса? В чем заключаются эти нарушения? Каков объем штрафов за них?
— Лекарства — одна из важнейших групп, которые мы маркируем. От качества и легальности препаратов в прямом смысле зависят жизни. И, по сути, нарушение на фармацевтическом рынке — это попытка нажиться на здоровье граждан, поэтому системе маркировки в этом сегменте уделяется особое внимание как со стороны регуляторов, так и честного бизнеса.
По данным "Честного знака", только за три весенних месяца этого года аптеки допустили 433 млн нарушений. Самым распространенным стала продажа лекарств из перечня ЖНВЛП по завышенным ценам — 219 млн эпизодов. Также мы зафиксировали 600 тыс. случаев продажи населению просроченных лекарств. 6 млн эпизодов продаж лекарств не по тем адресам, которые указаны в лицензиях аптек, и 33 млн случаев продажи не введенного в оборот лекарства, или заблокированного Росздравнадзором, или уже проданного, то есть попытка двойной продажи. Если надзорные органы примут решение привлечь нарушителей к ответственности, сумма штрафов может составить десятки и сотни миллиардов рублей.
— Как стало известно ранее, сейчас ЦРПТ внедряет механизмы анализа рисков. Как работает система? Насколько с ее помощью может быть снижен уровень контрафактной продукции в стране?
— Да, действительно, мы регулярно совершенствуем систему и внедряем новые инструменты. Среди них — Система управления рисками.
Она позволяет анализировать деятельность бизнеса и прогнозировать аномалии. Мы применили критерии риска и в автоматическом режиме анализируем, выявляем и передаем ведомствам данные по отклонениям от этих критериев. Такой подход в контрольно-надзорной деятельности позволяет в дистанционном автоматическом режиме выявлять нарушения.
Среди индикаторов риска: жалобы потребителей, поданные через приложение "Честный знак", аффилированность предприятий по учредителям или адресам регистрации с компаниями, ранее замеченными в нелегальной деятельности, участие в цепочке оборота товаров, в которой имеются организации-нарушители, превышение средних сроков оборота товаров и другие.
Использование Системы управления рисками в контрольной деятельности позволит снизить нагрузку на бизнес с одновременным обеспечением достаточного уровня контроля, учитывая текущую экономическую ситуацию, в том числе мораторий на проведение проверок. В результате проведение проверок — только точечное, при значительном уровне риска нарушений. При низком уровне риска — отсутствие проверок. То есть на добросовестных предпринимателей нагрузка снижается.
— Сейчас проведение новых экспериментов по маркировке в РФ приостановлено. Планируется ли за это время внедрять какие-либо нововведения и совершенствовать систему?
— Важно подчеркнуть, что решения по маркировке принимают Минпромторг и правительство — после взвешенного анализа положения дел в экономике и конкретной отрасли. Запуск новых экспериментов передвинут вправо, но это не значит, что мы со стороны их не готовим. Мы продолжаем изучать рынок, взаимодействуем с отраслевыми компаниями, готовим инфраструктуру. Появившееся у нас время и освободившиеся ресурсы мы направили на улучшение пользовательского опыта участников системы — а таких почти 700 тыс. юридических лиц. Мы развивали систему очень динамично и поступательно, включая в периметр маркировки ежегодно несколько крупных групп товаров. Из-за этого какие-то вопросы могли решаться не сразу. Сейчас появилась возможность сделать то, чего не было. С учетом текущего уровня взаимодействия и с участниками системы, и с государственными органами. Например, упомянутую выше Систему управления рисками.
Вообще, задача маркировки — не фиксация как можно большего количества нарушений. Наша задача — снизить количество этих нарушений, сократить долю нелегального оборота и, если так угодно, создать бизнесу условия, в которых будет привлекательнее работать честно. Некоторые компании даже не подозревают, что допускают ошибки, за которые могут дорого заплатить. Поэтому мы решили открыть информацию о допущенных нарушениях самим игрокам. Уверен, это сработает как предупреждающий знак на дорогах о наличии впереди камеры. Мы дадим доступ к данным о количестве, виде нарушений и результатах проверки по ним, за счет чего бизнес сможет их оперативно устранять и в дальнейшем не допускать.
— Эксперименты в каких отраслях, на ваш взгляд, могут быть запущены в первую очередь после их возобновления?
— Мы пока ориентируемся на планы по запуску экспериментов в тех группах, которые были ранее анонсированы Минпромторгом. Напомню, это икра, консервы, рыбная продукция, корма для животных, алкоголь, радиоэлектроника и другие.
— Сейчас в России наблюдаются проблемы с упаковкой в некоторых отраслях, в том числе молочной, а также в сфере производства детского питания. Насколько сложно будет наносить маркировку на новую упаковку? Не придется ли менять технологию нанесения маркировки в связи с переходом на новую упаковку?
— Нанесение кода по своей сути мало чем отличается от печати любых других элементов упаковки. Если мы говорим о смене сырья, то может потребоваться калибровка оборудования. Если компании принимают решения о смене типа упаковки, например, с картонной коробки на полиэтиленовый пакет, то технология нанесения кода может быть изменена. В любом случае специалисты ЦРПТ на связи со всеми компаниями, которые производят маркируемую продукцию. Мы открыли недавно горячую линию и запустили сервис "Честное сообщество" для помощи компаниям в поисках новых поставщиков упаковки или расходников не только для маркировки, но и в целом всего производственного процесса.
— Насколько сложно будет новым собственникам предприятий, которые приобретают активы уходящих с рынка иностранных компаний, включаться в систему маркировки? Придется ли в связи со сменой собственников менять что-то в системе маркировки на предприятиях, которые уже работают с ней?
— Новые собственники покупают компании с уже настроенными бизнес-процессами, поэтому сложностей в этом вопросе я не вижу. Сама по себе смена собственников не влечет за собой изменений в работе с маркировкой, но если ими будут приняты решения об изменении бизнес-процессов, то такая работа со стороны предприятий может потребоваться. Опять же все зависит от степени этих изменений.
— Насколько успешно проходит интеграция системы маркировки с ЕГАИС в рамках эксперимента по маркировке пива? Когда она будет полностью завершена?
— Эксперимент по маркировке пива проходит успешно. Мы совместно с коллегами из Росалкогольрегулирования настроили защищенный канал для обмена сведениями между двумя системами. Это позволяет гарантировать сохранность передаваемых сведений и высокую скорость обмена данными. Проведено интеграционное тестирование. В ходе тестирования наглядно был продемонстрирован двухсторонний обмен сведениями об участниках оборота пива, о произведенной и импортированной продукции, о передаче сведений, о выпущенных и нанесенных в ходе эксперимента кодах маркировки, а также сведения о перемещениях продукции.
Сейчас мы завершаем перенос интеграции на демоконтур информационной системы эксперимента, чтобы участники смогли протестировать реализованный функционал. Это произойдет уже в июле. Кроме этого, тоже в июле запускаем функционал по передаче данных между системами о списаниях и розничной продаже пива и слабоалкогольных напитков.
Таким образом, будут выполнены задачи по интеграции систем, предусмотренные экспериментом. Напомню, участники оборота, как со стороны производителей, так и со стороны розничного бизнеса, выступили в поддержку концепции бесшовной интеграции систем и снижения нагрузки на бизнес при внедрении маркировки.
— Насколько успешно проходят эксперименты в других отраслях, в частности БАДов? Сколько участников рынка уже присоединились к эксперименту?
— Пилотный проект по маркировке БАДов начался у нас более года назад. За это время число участников-производителей превысило 125, а импортеров — 132. За этот год мы разработали типовые технические решения, которые учитывают различные виды упаковок, особенности производства. Сейчас мы прорабатываем вопрос взаимодействия "Честного знака" и системы Россельхознадзора для полной прослеживаемости БАДов — от сырья и до потребителя.
— Сколько участников присоединилось к эксперименту по маркировке электронных средств доставки никотина и жидкостей для них? Есть ли у ЦРПТ данные по доле контрафакта на этом рынке? Действительно ли она большая, как об этом говорят ее участники?
— В пилот по маркировке электронных сигарет и жидкостей для них вошло 46 компаний, из них 12 — производители, 10 — импортеры, остальные — оптовая и розничная торговля. Это один из самых последних экспериментов, но уже удалось выпустить две тестовые партии промаркированной продукции и убедиться в качестве нанесения. По данным Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем, если проанализировать прогнозную и реальную величину уплаты акцизов с реализованного в 2021 году объема жидкостей для ЭСДН, можно сделать вывод, что этот сегмент на 97% нелегальный. Эксперты на заседании проектно-экспертной группы заявляют, что потери бюджета только от неуплаты акциза в категории электронных систем доставки никотина на основе никотиносодержащих жидкостей в прошлом году могли составить более 28,5 млрд рублей. Не соглашаться с этими оценками у нас оснований нет.
Беседовала Виктория Сойко