29 ИЮЛ, 08:00

Министр экономики Кубани: наши производители переориентируются на Иран, Индию, Африку

Экономика Краснодарского края в 2021 году показала существенный прирост — почти на 9%, — несмотря на пандемию коронавируса. В этом году, когда российские регионы столкнулись с новыми вызовами — санкциями и уходом иностранных компаний, — после небольшого падения экономические показатели снова начали показывать плюс. Власти фиксируют увеличение грузооборота в портах Черного моря, тренд на рост авиаперевозок даже при ограничениях на перелеты, а главное, рост заработных плат. В каких аэропортах региона появятся новые терминалы, за счет чего Россия сможет стать IT-хабом, почему иностранные компании решили остаться на кубанском рынке — в интервью ТАСС рассказал министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. 

— Алексей Сергеевич, хочется начать с авиаперевозок. В этом году на фоне ограничений в работе аэропортов юга страны Сочи стал своего рода логистическим хабом. Как меняется пассажиропоток? Привели ли изменения в деятельности воздушного транспорта к дополнительным издержкам?

— Пассажиропоток не может не сократиться, когда в регионе не работают три аэропорта — один аэропорт в Сочи не может заместить четыре. Количество обслуженных в регионе авиапассажиров в январе — мае снизилось почти на 30%. В 2021 году пассажиропоток составил порядка 20 млн пассажиров. Так вышло, что по итогам прошлого года Краснодарский край стал вторым авиаузлом в стране после Москвы. Мы впервые обогнали Санкт-Петербург. Хотя Санкт-Петербург — это такой крупный европейский хаб, где проходит много транзитных маршрутов. Тем не менее Краснодарский край впервые обошел Петербург по пассажирам. И это говорит уже о сформированном тренде.

Сломается ли данный тренд от того, что временно закрыты аэропорты? Ответ: точно нет. Мы ожидаем, что, как только откроются аэропорты, мы совершенно точно восстановим тот пассажиропоток, который формировался. Правительством принято решение о поддержке аэропортов в виде субсидий на частичное возмещение операционных расходов. Это помогает сохранить инфраструктуру и квалифицированный персонал.

Для того чтобы понять дальнейшие перспективы развития аэропортов, можно посмотреть на инвестиционные планы. У нас открылся новый терминал в Геленджике, завершается реконструкция аэропорта в Анапе, вот-вот начнется старт крупного инфраструктурного проекта по созданию нового терминала в Краснодаре.

На Сочи сейчас колоссальная нагрузка, теперь это ворота для всего юга, международного транзита. Новые авиарейсы, которые открываются в городе-курорте, также привлекают пассажиров. Сейчас Сочи с нагрузкой справляется. В перспективе планируется реализовать достаточно крупный инвестпроект по строительству второго терминала.

— Перейдем к другому виду транспорта — морскому. В регионе расположен крупнейший порт Новороссийск. Как повлияли санкции на грузопоток в нем и в других портах?

— Один из наших портов — Новороссийский морской торговый порт — входит в число пяти крупнейших портов Европы. И из-за того, что европейские ворота — Санкт-Петербург, Ленинградская область — в какой-то момент были заморожены санкционными решениями, весь грузопоток был на юг и на Дальний Восток.

Было тяжело в марте, потому что отгрузка отдельных товаров приостанавливалась. Но сейчас санкционная пыль улеглась, и динамика в транспортном комплексе Кубани постепенно улучшается.

В качестве экспортных направлений приоритетны страны с большой плотностью населения, высокими уровнем благосостояния жителей и спросом. У нас есть виды на Иран, на Индию и дальше — на Пакистан, Афганистан. Мы привыкли думать, что работа с этими странами сопряжена с какими-то рисками. На самом деле они сейчас активно покупают нашу продукцию и демонстрируют высокую платежную способность, дисциплину. Есть еще Африка, экономика которой развивается быстрыми темпами. Для наших производителей самое важное сейчас — ритмично получать деньги.

— Как санкции в целом повлияли на экономику края?

— В 2021 году, несмотря на пандемию и санкции, наш валовой региональный продукт составил 3,2 трлн рублей с ростом 108,7%. В этом году март и апрель были непростыми, по отдельным показателям мы двигались вниз: это объем промышленного производства, потребительский рынок, инвестиции, была большая инвестиционная пауза. Сейчас благодаря пакету антикризисных решений Плана устойчивого развития — а мер поддержки бизнеса в крае уже больше 80 — можем с уверенностью сказать, что экономика края в целом не просела. Отмечается рост в транспортном комплексе, сельском хозяйстве, оптовой торговле. Мы преодолели пик санкций и тяжелого давления, когда была паника, неопределенность на мировых рынках. Никто не понимал, как работать с Россией. Сейчас такое понимание стран из так называемого дружественного блока уже появилось. Поэтому мы в экономике видим оживление — почти у 78% системообразующих предприятий уровень загрузки производственных мощностей выше 70%. У предприятий "зеленой зоны" — наших основных работодателей — уровень загрузки — более 60%.

Рынок труда также остается в стабильном положении. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,6%. Это значительно меньше, чем в аналогичном периоде 2021 года (1,4%).

Прогнозируется рост заработной платы — по итогам текущего года средняя зарплата будет почти 48 тыс. рублей (47,6 тыс. рублей). Через три года, согласно среднесрочному прогнозу, она должна составить 58,5 тыс. рублей.

Сегодня Краснодарский край среди субъектов РФ по объему ВРП занимает восьмое место (после Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа, Московской области, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Татарстан и Красноярского края) и, по нашим расчетам, останется территорией опережающего развития в среднесрочной перспективе.

Спрогнозированные темпы роста экономики края до 2025 года почти на 10 процентных пунктов выше среднероссийских параметров. В 2025 году ВРП края прогнозируется в объеме почти 4,3 трлн рублей с ростом относительно 2021 года на 6,8%, что выше среднероссийских темпов на 9,9 процентного пункта. В 2022 году ВРП края по нашей предварительной оценке может составить почти 3,5 трлн рублей (97% к 2021 году, тогда как в целом по РФ ожидается 92,2%).

Основным фактором, который повлияет на темпы роста, станет восстановление инвестиционного роста. За три ближайших года мы планируем привлечь в экономику порядка 1,8 трлн рублей. Экономика края постепенно адаптируется к новым условиям и в среднесрочной перспективе перейдет к восстановительному росту с опережающей среднероссийские темпы динамикой.

— Недавно правительство России одобрило заявку Краснодарского края на выделение инфраструктурного бюджетного кредита для строительства водовода в Геленджике. Как это позволит улучшить качество жизни и отдыха в городе? Повлияет ли на решение инвесторов "заходить" на территорию?

— Здесь два момента. Первое: инфраструктурный бюджетный кредит — это один из инструментов инфраструктурного меню правительства наравне с инфраструктурными облигациями, средствами Фонда национального благосостояния. Средства направляются для того, чтобы решить узкие проблемы, и в первую очередь ориентированы на то, чтобы повысить качество жизни людей. Если проект не влияет на изменение качества жизни, например, доступность воды, качество, свойства воды, которая проходит через определенную систему коммуникаций, в том числе коммунальных, то проекты, которые не соответствуют требованиям, сразу же разворачиваются. Мы не делим жителей на туристов и не туристов. Это очень важный момент. Жители Геленджика так же нуждаются, как и гости нашего Черноморского побережья, в качественной воде без перебоев.

На недавней правительственной комиссии по региональному развитию во главе с заместителем председателя правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным была одобрена заявка нашего региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита. В рамках правительственной программы "Инфраструктурное меню" выделяется 6,5 млрд рублей для создания водовода на территории Геленджика. Благодаря этому порядка 95 тыс. жителей города получат буквально через два года возможность бесперебойной поставки воды. Помимо этого, мы ожидаем привлечения порядка 100 млрд рублей инвестиций благодаря реализации этого инфраструктурного проекта.

Инфраструктурный бюджетный кредит в большей степени выполняет социальную роль. Но есть и вторая задача — это экономика. Есть такое понятие, как мультипликатор, когда оценивается объем инвестиций, которые придут в экономику благодаря тому, что будет построена или реализована инфраструктура. У нас мультипликатор с коэффициентом чуть выше 15 — это нормальное состояние.

— Вернемся к теме санкций. Многие зарубежные компании в России приняли решение о приостановке или уходе с российского рынка. Какова ситуация на Кубани?

— У нас есть производственный иностранный бизнес. Такой бизнес у нас не приостановил нигде деятельность. Где-то, возможно, приостановлена инвестиционная программа, закупка нового оборудования. Но все крупнейшие производственные предприятия осуществляют свою деятельность. Есть те, кто столкнулся с проблемами, например с поставкой комплектующих какого-то сырья. К примеру, завод CLAAS, у которого автозапчасти для тракторов должны идти из Германии, а это сейчас очень затруднительно, поскольку контейнерные перевозки впрямую запрещены на территорию РФ. Есть сложности, но высвобождения мы там не ожидаем.

Что касается торговых организаций, здесь, к сожалению, подобная ситуация возникла. Но площади, которые высвободились в торговых центрах из-за ухода крупных компаний, не превышают 10%. Поскольку рынок труда у нас дефицитный, специалисты, которые работали в этих компаниях, достаточно быстро находят себе работу.

Говоря о плюсах, отмечу, что уход иностранного бизнеса, особенно в IT-сфере, наоборот, привел к тому, что появился спрос на компании, которые занимаются такими разработками. К сожалению, их не так много, сейчас хороший специалист-программист на вес золота.

— Получается, можно ждать некий IT-бум?

— Приведу пример: есть очень крупные компании, и они в момент потеряли возможность обеспечить свое технологическое оборудование хорошим программным обеспечением. Ушли американцы, немцы, не работают японцы. Поэтому компании начинают создавать свои лаборатории, центры, IT-хабы. И, безусловно, именно в этих точках будет бум IT-сферы в целом.

Эта сфера и правительством, и регионом поддерживается очень активно. Краснодарский край по количеству мер входит в топ-10 регионов по стране, оказывая поддержку таким специалистам. Эта отрасль приобрела признаки офшорной: низкие страховые взносы, нулевой налог на прибыль, практически бесплатная аренда в коворкингах, отмена призыва в армию.  

— Вы рассказали про некое импортозамещение в IT-сфере. Если говорить в целом про программы импортозамещения, которые работают в регионе с 2014 года, как санкции скажутся на их реализации?

— Как раньше реализовывалась программа импортозамещения? Делалась ставка на лучшие технологические и технические решения в мире, которые дальше адаптировались для России. В английском языке есть такое понятие best in class, то есть лучшие в своем классе. Такие решения создаются с опорой на то, что ты уже имеешь лучшее в мире. Сейчас, к сожалению, те производители, которые делали ставку на такую стратегию, остались у разбитого корыта. Потому что именно эти комплектующие, деталь или даже обслуживание этого процесса уже не получить. Поэтому сейчас начнется глубокое импортозамещение. Ставка будет больше на микроэлектронику, компонентную базу, глубокую наукоемкую разработку. И здесь у нас есть хорошие компетенции как на уровне региона, так и страны. К примеру, в Краснодарском крае в пищевой промышленности работает Институт риса и ряд других НИИ, которые решают задачи, в общем-то, национальной продовольственной безопасности. Единственное, скорость импортозамещения зависит от того, какие мы предпримем действия для того, чтобы именно на территории края появилось такое производство. У нас для этого есть объективные внешние обстоятельства, в том числе климат, условия для жизни.

Задача именно в том, чтобы создать условия, при которых команды профессионалов смогут получить возможность быстрого воплощения своих идей в жизнь. Кстати, у нас в регионе есть реальный опыт полного восстановления станкостроительной отрасли. На уровне администрации края принято решение о предоставлении таким производителям дешевых денег в виде целого ряда выгодных кредитов, субсидий и преференций.

Краевая программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности действует в нашем регионе с 2016 года. И если тогда объем финансирования был 14 млн рублей, то к концу 2022 года он превысит 2,9 млрд рублей. Одним из важнейших инструментов поддержки является созданный в 2018 году Фонд развития промышленности региона, капитализация которого до конца года составит порядка 5 млрд рублей.

Беседовал Валерий Стурит

Читать на tass.ru
Теги