Губернатор Камчатки: природу надо защищать не от людей, а вместе с людьми
— Владимир Викторович, в этом году Ростуризм впервые запустил чартерную программу, благодаря которой жители центральных регионов страны смогли посетить Камчатку. "Аэрофлот" тоже увеличил число рейсов в регион. Как результат — рекордный приток туристов. Есть ли уже договоренности с Ростуризмом о продлении чартерной программы?
— Мы видим повышенный спрос со стороны туристов, желающих прилететь на Камчатку. Видим и те проблемные вопросы, которые предстоит решить за счет привлечения инвестиций. В первую очередь это строительство инфраструктуры: отелей, ресторанов, создание услуг гостеприимства, а также выстраивание единого маршрута для путешественников. Потому что сегодня турист, приезжая на Камчатку, по большому счету, живет в определенном анклаве: как правило, это загородные базы, короткие перелеты или переезды на природу. Моя задача — приблизить туризм к местным жителям, а жителей втащить в сферу туризма.
Мы рассчитываем, что к 2030 году туристический поток на Камчатку возрастет до 750 тыс. человек. И это минимальная планка. На самом деле она в диапазоне от 750 тыс. до 1 млн туристов в год. Не думаю, что мы выйдем на более высокую планку и что она нам нужна. Поскольку, притом что туризм на Камчатку должен становиться более доступным для всех граждан России, важно сохранить ту уникальную идентичность нашего края, которая невозможна при совсем массовом туризме.
Все это — серьезные, амбициозные планы, которые потребуют больших вложений. И они уже реализуются. В этом году к запуску готовится еще одна база в загородном формате "Паратунка", существенно расширяется база "Лагуна", строится целый ряд туристических баз. Активно идет подготовка нашего флагманского проекта — круглогодичного парка "Три вулкана", который со следующего года перейдет в строительную плоскость. Реализуются и проекты по инвестиционным точкам притяжения — здесь, конечно, не могу не отметить соколиный центр (международный центр репродукции и сохранения редких видов крупных птиц хищных пород — прим. ТАСС). Это пример быстрой реализации инфраструктуры на мировом уровне, которая нужна и для научных исследований, и для сохранения природы, и для поддержания международных связей.
Важнейшим проектом для нас, конечно, является развитие аэропорта Петропавловска-Камчатского. Это будет полноценный аэропортовый комплекс с гостиницами, ресторанами, деловыми центрами и, собственно, с современным зданием аэропорта.
— Миллион туристов в год — все-таки серьезный вызов для экологии региона.
— Споры о степени массовости туризма на Камчатке идут постоянно и на разных уровнях. Была и дискуссия в краевом правительстве, которая, я убежден, неверна с точки зрения того, что нам нужны только высокообеспеченные туристы. Это не так. Нам нужны все туристы. Это принципиально важно, потому что Камчатка — это уникальное место, имеющее, безусловно, не только экономическую ценность, но и идеологическую, патриотическую. На мой взгляд, важно, чтобы каждый житель России мог побывать на Камчатке, поэтому наша задача не только заработать деньги, но и послужить стране, сделать красоту камчатской природы доступной для наших граждан.
Однако должен отметить, что сама дискуссия о балансе между массовостью туризма и сохранением природы не надумана. И мы учимся находить этот баланс. Например, в Кроноцком заповеднике, где в советское время по Всесоюзной тропе здоровья за десять лет прошли примерно 10 тыс. человек, негативные следы этого маршрута видны до сих пор — это овраги, вытоптанные тропы. Сейчас Долину Гейзеров ежегодно посещают почти столько же туристов, а вред близок к нулю, потому что правильно спроектирована инфраструктура.
Нам важно сохранить дух места и совместить его с массовостью туризма еще и потому, что посещение Камчатки не должно быть только эстетическим удовольствием. Мы ставим для себя более амбициозную задачу — поменять сознание людей, и девиз наших особо охраняемых природных территорий: "Защищать природу надо не от людей, а вместе с людьми". Это очень верные слова. Нужно вовлекать людей в защиту природы, а не запрещать им доступ к особо охраняемой программе.
— Один из наиболее масштабных проектов в сфере туризма на Камчатке — круглогодичный парк "Три вулкана". Как проходит его реализация? Есть ли негативное влияние санкций?
— Я вернусь к пассажиропотоку: даже 750 тыс. человек в год мы легко можем покрыть только за счет внутреннего туризма. Поэтому никакой геополитики "в негативе" нет. Есть геополитика "в позитиве", потому что мы видим возросшую привлекательность путешествий по всей стране, не только на Камчатку. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
И с парком "Три вулкана" то же самое. Мы ускоряем реализацию этого проекта: готовимся начать строительство дороги, ведется работа по другой инфраструктуре за государственный счет. Инвестор тоже подтверждает свои планы и, более того, начинает их реализовывать опережающими темпами. То есть мы видим практические шаги, видим возможности масштабирования проекта. Конечно, этот масштабный кластер потянет за собой и трансформацию инфраструктуры, и создание сопутствующих объектов, и улучшение сервиса, и вовлечение в него большого количества местных турфирм, профессионалов в сфере гостеприимства. Потребуется вокруг него создать целую экосистему гостеприимства, но он выведет туризм на Камчатке на качественно новый уровень.
Сделать Камчатку доступнее
— Будут ли власти региона развивать программу по повышению доступности туризма для местных жителей?
— Безусловно. Мы это уже делаем, но будем наращивать эту программу. Самая яркая инициатива — бесплатная экскурсия в Долину Гейзеров для всех выпускников камчатских школ. В прошлом году ее запустили по моей инициативе, она продолжается в этом году и будет продолжаться. Каждый выпускник камчатской школы имеет право бесплатно слетать в Долину Гейзеров. Это принципиально важная позиция, и она имеет свой эффект с точки зрения патриотизма, понимания того, как прекрасно на Камчатке. Есть программа социальных туров, мы ее будем тоже расширять — это бесплатные туры для пенсионеров и не только, ряд других направлений.
Конечно, большой вклад в это внесет повышение транспортной доступности центральной части Камчатки за счет завершения строительства трассы Петропавловск-Камчатский — Мильково со строительством асфальтовой дороги на Вилючинский перевал к парку "Три вулкана". Это сделает доступными для местных жителей поездки на личных автомобилях. И в целом мы видим, что городские маршруты тоже большую роль в этом сыграли, потому что вокруг Петропавловска-Камчатского есть уникальные места, которые доступны буквально в режиме однодневной экскурсии. Например, Халактырский пляж, который в пиковый сезон ежедневно посещают до 8 тыс. человек. Для сравнения, Долину Гейзеров примерно столько же людей посещают за год.
— Давно обсуждается строительство объездной дороги в Петропавловске-Камчатском. Появились ли реальные сроки реализации этого проекта?
— Да, это важнейший транспортный проект в рамках мастер-плана развития краевого центра, который мы представили главе государства. Суть его заключается в том, чтобы достроить транспортную схему, которая уже начала формироваться, и соединить южные районы города с федеральной трассой. Проект разбит на четыре этапа, он носит долгосрочный характер, но при этом первый этап уже стоит в плане пятилетки реализации на уровне правительства Российской Федерации. Мы начнем его реализацию в 2023 году. Для этого уже сформирован проект, прошедший госэкспертизу, ведется подготовка земельных участков. Есть поддержка на уровне выделения финансирования, то есть 2023–2024 годы — это те сроки, в которые первый этап будет реализован. Затем проект будет получать свое развитие в последующих этапах, наверное, про конкретные сроки говорить еще рано, но в любом случае мы сейчас планируем завершить эту работу в горизонте до 2030 года.
Второй приоритетный проект, он уже носит такой туристический характер, — это дорога на Халактырский пляж. Мы тоже заканчиваем проектирование, дорога вошла в перечень приоритетных. Есть принципиальная поддержка по ее включению в федеральные программы. Будем отрабатывать детальные сроки реализации проекта.
— В этом году на Камчатке впервые прошел молодежный экологический форум. Каковы его ключевые итоги?
— Президент России Владимир Путин уже объявил, что форум станет ежегодным, и мы каждый год будем принимать у себя ребят со всей страны. На мой взгляд, мы вместе с Росмолодежью смогли задать новую планку подобных мероприятий, когда форум — это не только встретились, поговорили, пообщались с ведущими лекторами и продумали новые проекты. Форум — это прежде всего про "делать", и многое сделано прямо на форуме. Например, на форуме был разработан комплекс уроков для школьников по экологии с акцентом на Камчатский край, который может быть растиражирован и в других регионах. Я подчеркну: ребята разработали эти уроки вместе с опытными учителями, методически их отработали, договорились, что к ним будет привязан мультимедийный формат.
Второй пример — участники спроектировали центр по изучению экологии с акцентом на вулканологию, сейсмику, но для детей и молодежи, и уже представили макет, изготовленный собственными руками на очень высоком архитектурном уровне. И принято принципиальное решение, что он будет реализован при поддержке президента.
Третье направление — мы в малых делах приучаем ребят к деятельности: на форуме они посадили 350 деревьев, построили экологическую тропу, где каждый участник положил свою именную дощечку из переработанных материалов, проведен анализ состояния воды в бухтах Камчатки, проведена работа по обустройству одной из перспективных туристических зон вблизи города.
— Много говорится о создании новых природных заповедников на Камчатке. Не повлияет ли это на сдерживание промышленного потенциала полуострова?
— Я не вижу здесь, честно говоря, большой проблемы. Хотя мы твердо говорим о приоритете сохранения природы над развитием промышленности. То есть, если встает выбор "или-или", мы всегда выбираем экологию. Но на Камчатке достаточно мест, где можно и нужно развивать промышленность. Важно зонирование. Например, в центральной части Камчатки, на юге нужно, конечно, развивать туризм и рыбохозяйственный комплекс. Но у нас есть большие пространства, где могут развиваться различные сектора промышленности, и уверен, что это последует. Речь и о горной промышленности, и о энергетических проектах, и о ветрогенерации, и о других направлениях, которые предметно прорабатываются в рамках стратегии развития Камчатки. У нас большой край, и мы найдем место инициативам, направленным на его развитие.
Беседовали Илья Баринов, Ульяна Бакуменко